«Безопасность – в основном на бумаге». В чем причина дтп с автобусами? Аварийность пассажирских перевозок выросла, несмотря на ужесточение мер безопасности
Завышенные требования безопасности не влияют на аварийность в сфере пассажирских перевозок. К такому выводу пришли эксперты в ходе круглого стола, организованного Общероссийским народным фронтом (ОНФ).
Число пассажиров падает, а аварийность перевозок растет. Одной из причин такого положения эксперты назвали избыточные требования безопасности.
Исполнение этих требований, установленных государством, поглощает значительную долю доходов транспортных компаний, жалуются перевозчики. Это получение лицензии, технический осмотр автобусов, медицинский контроль водителей, обслуживание систем навигации, системы контроля режима труда и отдыха, огромные штрафы.
ГИБДД, в свою очередь, предлагает запретить регистрировать автобусы на физических лиц.
Не хватает на шины
В итоге на покупку новых шин, качественное обслуживание автобусов у дилеров, найм профессиональных водителей попросту не остается денег.
Разница в одну человеческую жизнь
Если заглянуть в статистику Ространснадзора, можно сделать несколько неожиданных выводов. В 2010 году по вине водителей автобусов произошло 1728 аварий, в которых погибло 115 человек, а ранено было 2664.
В 2019 году произошло 3393 аварии по вине водителей автобусов. В них погибло 116 человек и было ранено 5462.
Для сравнения и анализа был взят 2010 год, когда все виды автобусного транспорта подлежали лицензированию и когда на них стояли только аналоговые тахографы.
И 2019 год, когда за девять лет провели мероприятия по установке средств технического контроля: электронные тахографы, системы ГЛОНАСС, инерционные ремни для пассажиров, системы видеонаблюдения.
Оказалось, количество погибших в ДТП по вине водителей автобусов на одного человека больше, чем в 2010-м.
Число раненых при этом увеличилось в два раза, как и число аварий. Дорогостоящие мероприятия в целом аварийность никак не снизили. А штрафы, количество которых увеличилось вдвое, лишь повысили финансовую нагрузку на отрасль.
Опасный межгород
Согласно статистике Национального союза страховщиков ответственности (НССО) из всех автобусных перевозок наибольшее число ДТП – на междугородних перевозках.
Связаны они с техническим состоянием автобусов и переработкой водителей: там тахограф должен быть, а в городских автобусах тахограф не нужен и его сейчас там нет. Видеонаблюдение в салоне автобуса также не позволяет предотвратить диверсионно-террористический акт, а лишь его задокументировать, поэтому такое требование излишне и никаким образом не влияет на безопасность.
Еще один бич безопасных дальних поездок — плохая инфраструктура.
Дороги между субъектами Федерации в плачевном состоянии. Иногда они зимой плохо чистятся, не подсвечиваются опасные участки, нет заграждения между рядами, что приводит к лобовым столкновениям.
Учить и переучивать
Для решения проблемы предлагает существенно снизить налог на добавочную стоимость тем компаниям, которые занимаются регулярной перевозкой пассажиров, а кроме того, уменьшить или вовсе отменить утилизационный сбор.
Средства, которые раньше шли на налоги, можно будет потратить на заработную плату водителей или их обучение. В некоторых регионах зарплата водителей снизилась до 15 тыс. рублей, что сделало эту профессию крайне непривлекательной для профессионалов.
Представители экспертного центра «Движение без опасности» считают, что корень зла лежит в низкой квалификации водителей, а потому упор делать нужно на обучение. Они предлагают ввести обязательные курсы повышения квалификации для водителей пассажирского транспорта каждые три года, а также обязать их каждые пять лет подтверждать свою квалификацию.
Задача по физическим лицам
В «Движении без опасности» предложили при регистрации ТС на физических лиц предоставлять им на подпись документ, в котором они обязуются не использовать ТС в коммерческой деятельности, а при нарушении соглашения будет взиматься крупный штраф или изыматься ТС.
По данным экспертного центра, более половины автобусов находятся в собственности у физических лиц. При этом более 40% ДТП приходится именно на водителей автобусов, которые принадлежат физическим лицам.
Участвовавшие в экспертном совещании ОНФ представители ГИБДД предложили запретить регистрировать физическим лицам автобусы на себя. Речь идет об автобусах категории М3 – свыше восьми мест и 5 т полной массы.
Ситуация с автобусами у нас доведена до абсурда. С одной стороны, лишь каждый шестой автобус у нас имеет путевой лист, с другой – законы так ужесточены, что под их действия подпадают не касающиеся ситуации люди.