Автомобильным перевозчикам готовят государственный рейтинг, который необходим для обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов
В России планируют запустить реестр с рейтингом компаний, осуществляющих коммерческие грузовые или пассажирские перевозки.
Одними из основных критериев ранжирования станут надежность водительского состава и обеспечение технической исправности транспортных средств. Внедрение такой системы сейчас обсуждается в Минтрансе России.
Компании смогут в дистанционной форме предоставлять все необходимые данные, но очных проверок ведомство отменять не будет. Обычным гражданам эта система даст возможность выбрать добросовестного перевозчика без опасений за качество предоставляемых услуг.
Присвоенный «ранг» компании смогут использовать в своей маркетинговой и рекламной деятельности, это даст возможность потребителям сделать осознанный выбор транспортного оператора. Также в Минтрансе России рассчитывают, что это будет мотивировать перевозчиков поддерживать высокий уровень стандартов обслуживания клиентов.
Возможна разработка цифровых профилей и реестров перевозчиков с учетом надежности водительского состава. Отдельной задачей является обеспечение технической исправности и эксплуатационной готовности транспортных средств.
Наиболее острыми проблемами в системе организации автобусных перевозок и обеспечения безопасности дорожного движения остаются:
— несоблюдение установленных правил;
— износ подвижного состава;
— присутствие на регулярных маршрутах нелегальных перевозчиков.
В грузовых перевозках за последнее десятилетие произошло укрупнение рынка, и компании всё чаще используют собственный транспорт, а не машины профильных организаций. В несколько раз выросло количество грузовых автомобилей, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей (ИП) и других физических лиц.
Несмотря на общее снижение аварийности за последние годы, проблема обеспечения безопасности дорожного движения при организации коммерческих автомобильных перевозок остается весьма острой.
Вместе с тем, Министерство не считает введение рейтингов и реестра механизмами ужесточения. Наоборот, органы готовы уменьшать количество проверок и переходить на более прогрессивные методы:
— дистанционный контроль; — самоанализ;
— проверочные листы и т.д.
Введение требований к обеспечению безопасности перевозок необходимо сочетать с повышением полноты и точности контроля за их выполнением, а также с ростом эффективности мер воздействия на нарушителей.
Предлагаемые решения будут исполнены в рамках национального проекта: «Безопасные и качественные дороги». Национальным проектом поставлена четкая задача по снижению смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом: до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения. Уже к 2030 году этот показатель должен быть нулевым.
В отрасли к инициативе Минтранса отнеслись достаточно скептично. Министерству необходимо обратить внимание не на составление рейтинга, а озаботиться качеством и количеством проверок коммерческих перевозчиков. В России насчитываются тысячи компаний, которые не соответствуют требованиям.
Москва в части коммерческих перевозок ушла далеко вперед, и все компании находятся под контролем. Если мы берем всю Россию, то достаточно просто посмотреть, в каком ужасном состоянии находятся те же автобусные парки. Стали использовать тахографы, ГЛОНАСС и другие формы контроля, а кто всё это проверяет?
Эксперты полагают, что Минтрансу необходимо проанализировать работу владельцев пассажирских предприятий, потому что зачастую компаниями управляют специалисты, которые не подготовлены в вопросах обеспечения транспортной безопасности, охраны труда в отрасли и регламентах осуществления перевозок.
В Государственной думе, наоборот, считают, что цифровой профиль перевозчика позволит органам власти контролировать его работу и аккумулировать всю имеющуюся информацию.
Государство будет получать гораздо больше информации, к которой дадут доступ ограниченному кругу лиц. В эти реестры войдет большой объем данных исключительно для внутреннего пользования. Уполномоченные органы власти смогут получать информацию о водительских удостоверениях, предрейсовых медицинских и технических осмотрах, осуществлять мониторинг скоростного режима. При такой совокупности данных государству будет проще представлять, с кем оно имеет дело и какая компания выигрывает конкурсы в том или ином муниципалитете на оказание услуг по пассажирским перевозкам или транспортировке грузов.
По мнению парламентариев, цифровой профиль также может быть закреплен за каждым водителем. Это позволит организациям при приеме на работу проследить всю историю потенциального соискателя.