ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ПРОПИШЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ УСТАНОВКИ СИСТЕМ ВИДЕОФИКСАЦИИ НАРУШЕНИЙ. Российская газета — Столичный выпуск № 81 (8729)

В Государственной думе готовятся поправки в законодательство, в соответствии с которыми можно будет устанавливать камеры для выявления нарушений Правил дорожного движения.

Об этом проекте рассказал на «круглом столе» Общественной палаты РФ представитель Министерства транспорта Роман Кильдюшкин.
Он напомнил, что при первом чтении законопроект вводил для регионов обязанность проводить аудит безопасности движения на дорогах для снижения аварийности.
Ко второму чтению документ пополнился рядом новелл. Предполагается, что устанавливать камеры на дорогах там, где хочется, не получится. Будет определяться перечень мест их размещения.
Кроме того, правительство пропишет требования к этим комплексам. Камеры разрешат ставить в точках, определенных по итогам аудита безопасности движения, а также на аварийно-опасных участках дорог.
Вне зависимости от уровня аварийности комплексы можно будет использовать на «выделенках», перекрестках, в местах ведения дорожных работ, в зонах запрета стоянки машин, на пешеходных переходах и в других потенциально опасных местах.
Но этот документ обсуждался в Госдуме в 2018 году. И сегодня шансы на его скорое принятие выглядят, по мнению экспертов, проблематичными.
А проблемы заключаются в следующем. Ни один законодательный акт не устанавливает правила установки камер. Таких актов не было до этого обсуждения, их не будет и после. Сейчас есть два возможных варианта. Но ни тот, ни другой не соответствуют закону. В первом случае местные власти принимают волюнтаристское решение об установлении подобной камеры. Во втором случае камера устанавливается по согласованию якобы с общественностью. А установка мобильных камер и вовсе ни с кем не согласовывается.
Камеры разрешат ставить в точках, определенных по итогам аудита безопасности движения, а также на аварийно-опасных участках дорог
Напомним, что мобильные камеры — это те же треноги, которые известны среди автолюбителей с не лучшей стороны. Кроме того, мобильные комплексы могут быть вмонтированы в автомобили «Лада», могут быть вмонтированы в машины более серьезных форматов. Например, в машины производства «Солерс». Машины могут быть разными. Но ответственность — одна. Что сняла камера, за то и отвечать. За превышение скорости, за выезд на встречную полосу и т.п.
Именно по этой причине эксперты решили выяснить законность установки камер на тех или иных участках дорог.
Как пояснил представитель ЦОДД Москвы Андрей Мухортиков, для обеспечения безопасности на дорогах принимался принцип предотвращения ДТП. «Согласно требованиям правительства, мы сначала должны были выявить места, где происходят аварии, в которых погибают более чем три человека в год. Однако мы решили пойти по другому пути. Зачем допускать такое количество происшествий в год? Мы проанализировали наиболее опасные перекрестки, мосты, а также тоннели. Не везде можно было обеспечить безопасность с помощью инженерных средств. Но там, где этого не удалось сделать, были поставлены камеры. И это помогло снизить аварийность на этих участках», — рассказал он.
Также Андрей Мухортиков привел пример. В Москве камеры ставят не только в очагах аварийности. Понятие очага аварийности прописано в законе. Это место, где произошло три и более ДТП за год с пострадавшими. А как быть с теми участками, где происходит по 15 аварий в неделю, но нет пострадавших?
Организацию дорожного движения там можно поменять. Но что делать, если это не дает результатов? Может, стоит поставить камеру? Но, согласно предложенным поправкам, камеру там ставить нельзя. Надо дождаться, когда там будет фиксироваться в год четверо пострадавших.
Самое удивительное, что нормативный документ, который предлагается сегодня, говорит именно об этом.
Надо навести порядок в применении действующих требований к камерам, а потом изобретать новые требования.
Но не все специалисты считают подобное решение правильным. По словам эксперта по фотовидеофиксации Григория Шухмана, пока не разработан упрощенный порядок обжалования штрафов, вынесенных с помощью комплексов фотовидеофиксации, вообще о каком-то их регулировании говорить бессмысленно.
Сейчас, считает эксперт, действует огромное количество нормативных актов, согласно которым эти комплексы должны применяться. Но ни один из них не работает. Сначала надо навести порядок в применении действующих требований. А потом уже думать о новом регулировании.
Что же касается обжалования, то тут большинство экспертов также заявило о том, что оно просто не работает. Заявленный порядок на портале государственных услуг действует ограниченно. Можно оспорить штраф за превышение скорости, если за рулем был не автовладелец. Но нельзя оспорить штраф за непристегнутый ремень безопасности, поскольку портал не предоставляет возможность прикрепить подтверждающие документы. Да и не во всех регионах работает эта услуга. А пока порядок обжалования гораздо сложнее, чем порядок наказания, то фотовидеофиксация нарушений будет вызывать неприятие со стороны водителей.