ОСАГО ДЛЯ БЕЗАВАРИЙНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ ПОДЕШЕВЕЕТ. Российская газета — Федеральный выпуск № 70 (8718)

Впервые в России скидка за безаварийное вождение на полис ОСАГО превысила половину. Указание Центробанка, которое предусматривает изменение коэффициента бонус-малус (КБМ), то есть за безаварийное управление транспортом, вступило в силу еще 9 января.

Однако есть нюансы. Этот коэффициент назначается раз в год, причем не страховой компанией, как было раньше, а автоматизированной системой ОСАГО. И дата его перерасчета — 1 апреля. Поэтому с 9 января вместе с расширением тарифа на автогражданку он не вступил в силу. А заработает с 1 апреля для тех, кто оформляет полис после этой даты. Таким образом, с этой даты он будет новым для всех водителей, попадали они в ДТП или не попадали. Наибольшую выгоду получат те водители, которые за последние 10 лет не попадали в ДТП по своей вине и страховщикам не приходилось за них платить.
Первый раз за все время существования обязательной автогражданки им начислят коэффициент 0,46, вместо 0,5. То есть скидка составит 54%. Таким образом, при прочих равных, цена полиса ОСАГО для безаварийного водителя станет дешевле на 8% по сравнению с нынешней минимальной ценой для него же.
Однако при этом максимальный коэффициент, который применяется к автовладельцам, попавшими в ДТП не один раз, вырастет до 3,92. Сейчас он равен 2,45. То есть стоимость полисов для таких водителей вырастет более чем в половину.
Стоимость полиса ОСАГО состоит из многих составляющих. Страховая компания назначает тариф индивидуально для каждого автовладельца, но в пределах установленного Центробанком коридора. Для легковых машин физических лиц он находится в пределах от 2224 рублей до 5980 рублей.
На тариф влияет большое количество факторов — начиная от давности страхования в одной компании, марки и даже цвета автомобиля и заканчивая аварийностью и количеством штрафов за нарушения правил дорожного движения. Все эти факторы, влияющие на тариф, указываются на сайте каждого страховщика. Но дальше этот тариф умножается на множество коэффициентов, установленных Центробанком. На коэффициент территориального использования транспортного средства. Самый высокий установлен для Челябинской области. Москва также в лидерах по этому коэффициенту.
Помимо него есть коэффициент по возрасту и стажу водителя. Наиболее высокий установлен для водителей от 16 до 21 года без стажа вождения — 2,27. А наиболее низкий для водителей старше 59 лет со стажем управления более 14 лет — 0,83. И вот теперь снизился КБМ для аккуратных водителей.

— Уже больше трех лет — все то время, пока идет реформа ценообразования в ОСАГО — средняя цена полиса обязательной автогражданки держится примерно на одном и том же уровне и составляет около 5,5 тысячи рублей. Это следствие того, что у страховщиков появились инструменты для конкуренции за безаварийных водителей, и цена ОСАГО для них становится гораздо более выгодной, чем для тех, кто часто попадает в аварии. Идея реформы в том, чтобы безаварийные водители не платили за аварийных, как это было на этапе первоначального усредненного подхода. Скидки — дополнительный экономический стимул к снижению аварийности на дорогах, — сказал президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
Надо пояснить еще одну тонкость. Если авария произошла, например, 1 марта, а страховщик выплатил компенсацию 2 апреля, то в этом году виновнику ДТП повышение стоимости полиса не грозит. Наоборот, если это его первая авария в течение предыдущего года, то он даже скидку получит. Но за ущерб все равно придется платить. Коэффициент для него вырастет в следующем году. Причем независимо от того, в какой страховой компании он будет страховаться.
Если речь идет о юридических лицах, которым, как правило, принадлежит много машин, то КБМ у них один, независимо от количества машин. Если четыре разных машины побывали в ДТП по своей вине, то КБМ будет начислен по максимуму. И платить ОСАГО придется по максимуму даже за те автомобили, которые в ДТП не участвовали.