СТРАХОВЫЕ МОШЕННИКИ НАЧАЛИ УСТРАИВАТЬ РЕАЛЬНЫЕ ДТП НА ДОРОГАХ

Российская газета — Федеральный выпуск № 69 (8717)

Автомошенники переквалифицировались. Теперь для заработка на страховых компаниях они стали использовать автоподставы. То есть создавать ситуации, когда кто-то намеренно подставляет свой автомобиль под удар другой машины. Ранее они просто фабриковали возможное ДТП, теперь — создают реальные. В результате страдают не только страховщики, но и ни в чем не повинные автовладельцы. Расследование дела одной из таких банд завершил Следственный комитет и передал материалы в суд.
Как следует из материалов уголовного дела, «с 2018 по 2019 год обвиняемый создал устойчивую организованную преступную группу. Всего в нее, включая организатора и руководителя, входили 15 человек. Злоумышленники совершали ночью и на участках местности с наименьшим скоплением людей подставные дорожно-транспортные происшествия и умышленное повреждение участвовавших в них автомашин с целью последующего получения страховых выплат».
Действиями организованной преступной группы причинен ущерб на сумму более 29 миллионов рублей. Из них добровольно погашено более 530 тысяч рублей. Следователем наложен арест на имущество в размере более 18 миллионов рублей.
Сейчас следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу.
Недавно в Москве была раскрыта новая схема мошенников. Они работали на премиальных автомобилях и намеренно подставлялись под удар при перестроении на круговом движении. Жертвой выбирался грузовик или фургон коммерческого транспорта. Водитель легковой машины двигался по правой полосе и не только «не замечал» перестроения грузовика слева на кругу, но и специально увеличивал скорость, чтобы попасть в аварию и обвинить в ней другого водителя.
При первом рассмотрении это выглядит типичным ДТП при перестроении, но при подробном изучении камер наблюдения удается обнаружить мошенничество.
По подсчетам страховых компаний, четыре машины Bentley одного и того же владельца попадали в схожие ДТП в среднем раз в три дня, на его счету около 60 аварий, а доход от каждого страхового случая составлял от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.
— Обычный клиент страховой компании по ОСАГО в среднем становится виновником дорожно-транспортного происшествия примерно один раз в 15 лет. Если же человек попадает в аварию пять раз в год и чаще — это явный признак того, что клиентом страховой стал автоподставщик, — пояснил председатель президиума ВСС Игорь Фатьянов информационному проекту «Страхование: общественная экспертиза». — Но критерии расследования для добросовестных водителей и автоподставщиков одинаковые, и это осложняет борьбу с мошенниками. Страховые компании не могут увеличить время рассмотрения ситуации для проверки подозрительных действий, не могут получить от правоохранителей никакой дополнительной информации о страхователе.
Страховые мошенники даже имитируют гибель в ДТП. Так, в Волгоградской области выяснили, что авария, в которой погиб человек, была только на бумаге
Фатьянов напомнил, что среди популярных сценариев автоподстав также остаются угоны машин под видом аренды. А также автомобили-двойники. Оригинальная машина попадает в серьезное ДТП, а застрахованный автомобиль-двойник объявляется похищенным. Кроме того, используется даже имитация гибели в ДТП.
Например, филиал одной из страховых компаний в Волгоградской области столкнулся с заявлением родственника мужчины, якобы погибшего в ДТП — в этом случае положена выплата в 500 тысяч рублей. Но позже служба экономической безопасности компании выяснила, что комплект документов был подделан, ни дорожно-транспортного происшествия, ни погибших в нем не значилось. Пойманным аферистам грозит до 10 лет лишения свободы. Да и в целом санкции за страховое мошенничество в России серьезные: реальные сроки тюремного заключения и крупные денежные штрафы