Пленум Верховного суда разъяснил вопросы классификации электрических самокатов, которые вызывают большие споры: является ли их пользователь водителем транспорта или же приравнивается в правах к пешеходам? Как сообщает Российское агентство правовой и судебной информации, Верховный суд разрешил считать самокаты транспортным средством и источником повышенной опасности.
Поводом для разбирательства стал иск автомобилиста. Поворачивая налево, он не уступил дорогу самокатчику, который в результате столкновения погиб. Автомобилист пытался доказать, что самокат не является транспортным средством. При этом проведенная автотехническая экспертиза пришла к выводу, что конкретный самокат относится к механическим транспортным средствам.
Представитель Правительства Российской Федерации в Верховном суде Гайк Марьян отметил, что в последнее время появились электросамокаты с характеристиками, которые близки к таковым мопедов и мотоциклов.
Конструктивные и технические особенности таких электросамокатов предопределяют высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан, причем как использующим такие электросамокаты, так и неопределенному кругу лиц. Кроме того, использование таких электросамокатов не в полной мере подконтрольно управляющему им лицу, в связи с чем данные средства передвижения могут быть источниками повышенной опасности, — указал он.
Пленум Верховного суда в своем решении указал, что исчерпывающего перечня источников повышенной опасности нет, а потому суд может признать таковыми предметы, вещества или объекты в зависимости от их особых свойств.
Так как исчерпывающий перечень всех возможных видов средств передвижения не установлен и установлен быть не может, возможность отнесения электросамоката к тем или иным транспортным средствам сопряжена с оценкой соответствия конкретного электросамоката требованиям к колесным транспортным средствам, — говорится в постановлении пленума.
Другими словами, Верховный суд РФ не стал выводить электросамокаты из общей юрисдикции, которая определяет правила движения механических транспортных средств, но при разборе ДТП должны учитываться особенности конкретного самоката.