Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения поручила московскому правительству провести эксперимент по новому способу оформления аварий на скоростных магистралях.
Глава комиссии, вице-премьер Марат Хуснуллин поручил МВД, Минтрансу и Российскому союзу автостраховщиков оказать содействие в проведении эксперимента в Москве. Речь идет о том, чтобы разрешить оформлять мелкие аварии в безопасном месте.
Поводом для такого решения стал доклад заместителя мэра в правительстве Москвы Максима Ликсутова, который представил отчет о том, как столичные службы действуют в случае появления на скоростных магистралях аварийного транспорта. А скоростных магистралей в городе много. Да и аварий немало. Однако, к сожалению, зачастую люди погибают не в тех авариях, которые стали причиной остановки на скоростной магистрали, а в последующих. То есть когда их машину, а также их самих сносят те автомобилисты, которые не увидели знака аварийной остановки, не заметили аварийных сигналов. В общем, в так называемых вторичных ДТП.
Поэтому правительственная комиссия решила провести эксперимент с оформлением таких аварий без остановки.
Что имеется в виду? Как говорит идеолог этого новшества, глава портала Probok.net Александр Шумский, в идеале водители вовсе не должны останавливаться на скоростной дороге при мелком ДТП. Они рукой показывают (есть система жестов, она в законе не описана, но ей регулярно пользуются водители) — вот туда съезжаем. Если вопросов нет, оформили ДТП по европротоколу и разъехались. Если вопросы или споры есть — вызывают ГИБДД.
Впрочем, он напомнил, что без внесения изменений в Правила дорожного движения такую проблему решить невозможно.
Но и внести изменения в правила — также невозможно. Согласно законодательству правила внесены в список документов, которые менять нельзя. Можно только переиздать полностью.
И как же в столице будут реализовывать этот эксперимент? В правилах нет изменений. Любой водитель, который просто съехал с места ДТП, рискует получить штраф за невыполнение соответствующего пункта правил. А то и за оставление места ДТП, которое влечет за собой лишение права управления.
В Госавтоинспекции подтвердили, что правилами установлен порядок оформления ДТП. Никаких исключений из него быть не может. А поправки в правила приняты быть не могут.
А на что может рассчитывать пострадавший в ДТП? Тот самый автовладелец, которого слегка чиркнула по борту другая машина?
Как пояснили в Российском союзе автостраховщиков, есть два пути развития ситуации. Либо водители договорились на месте, уехали на безопасную площадку и там оформили ДТП по европротоколу. Тогда пострадавший не может претендовать на выплату более 100 тысяч рублей. Но если они оформляют полноценный европротокол с фотофиксацией места происшествия, а также повреждений автомобиля (в таком случае они могут рассчитывать на выплату в пределах 400 тысяч рублей), то с места происшествия до оформления этой фотофиксации им уезжать нельзя.
В этой ситуации может спасти оформление аварии с помощью ГИБДД. То есть с места происшествия можно позвонить в это ведомство, уведомить о ДТП и о том, что машины могут двигаться своим ходом, сфотографировать, что произошло, а дальше отправиться в подразделение. Других путей урегулирования конфликта закон не предусматривает. Стоять, хоть и ограниченное время, на дороге придется.
Однако, как считают авторы идеи, фотофиксацию по ОСАГО сможет заменить информация с камер. По словам Александра Шумского, камерами на МКАД пробивается 97 процентов дороги. А если по характеру удара нельзя сделать вывод о виновнике ДТП, то у нас более 70 процентов участников ДТП согласны с тем, что произошло. Обычный случай — въехал сзади.
Однако страховщики говорят об обратном. Камерами на МКАД фиксируется в лучшем случае одна авария из десяти. Так что зачастую даже подтверждения ДТП у страховшиков нет.
Как считает председатель рабочей группы по защите прав автомобилистов ОНФ Петр Шкуматов, все это решаемо. Автомобилисты сами договорятся между собой, куда им съехать для оформления ДТП.
По мнению автообозревателя Игоря Моржаретто, 60 процентов автомобилистов боятся уехать с места ДТП из-за того, что есть риск потерять возмещение по страховке. Но в любом случае при ДТП придется остановиться, выйти из машины и договориться, где оформлять аварию.
Кстати, как рассказал нам руководитель одной из автошкол в Германии Вольдемар Коос, у них на автобанах в случае легкого ДТП водители останавливаются, договариваются о месте оформления происшествия, съезжают туда и там все оформляют. А если ДТП спорное, то остаются на дороге, ждут полицию. При этом службы довольно быстро ограничивают движение по этому участку дороги.
Столичная ГИБДД также применяет средства для оперативного выявления сломанных машин на дороге. В частности, с помощью камер, либо данных от экипажей ДПС на дороге с начала года выявлено 70 автомобилей, застрявших на МКАД с поломками. Всем им оказана помощь. Они были ограждены конусами, были вызваны эвакуаторы, которые их потом увезли на безопасное место.