В России предложили прописать особые требования к легковым машинам такси и агрегаторам Российская газета — Федеральный выпуск № 61 (8709)

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела резонансный законопроект: предлагается детально прописать правила работы агрегаторов такси, а также требования к водителям такси и их машинам.

Например, в машине такси обязательно должны будут устанавливаться системы, контролирующие состояние водителя. Усталый таксист работать не сможет. А нарушителя, регулярно не оплачивающего штрафы, отстранят от работы. Но, пожалуй, главное в том, что планируется законодательно прописать, какую ответственность несет агрегатор такси (то есть фактически посредник) перед пострадавшим в аварии пассажиром.
«Подготовленный законопроект направлен на совершенствование регулирования деятельности служб заказа такси. Инициатива содержит ряд кардинальных новаций. За последние годы в России произошел резкий рост рынка перевозок пассажиров такси. Причем, по данным ФАС, рынок растет только благодаря увеличению заказов через мобильные приложения. 78 процентов заказов такси осуществляются через приложения. 21,5 процента — по телефону. 0,5 процента составляют заказы такси через сайты в сети Интернет», — рассказал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Для работы в такси самозанятый должен будет заключить договор с агрегатором, который устанавливает цены за перевозки. То есть договор найма.
Он также напомнил, что вследствие перетекания заказов к агрегаторам традиционные таксопарки изменили свою работу, существенно снизив или прекратив деятельность своих диспетчерских. Однако на законодательном уровне функционирование служб заказа такси, в том числе агрегаторов, не урегулировано. Подготовленный масштабный законопроект исправляет данную ситуацию.
Кроме того, данный документ устанавливает требования как к перевозчикам, так и к самому легковому такси. В частности, в машине такси предлагается в обязательном порядке устанавливать устройства контроля за вниманием и усталостью (сонливостью) водителя.
«Для водителей же планируется установить перечень оснований, по которым им будет запрещен допуск к управлению легковым такси. Например, запретят работать таксистом гражданам, имеющим более трех неуплаченных штрафов за нарушение Правил дорожного движения», — подвел итог Владимир Груздев.
Битва за закон о такси длится уже более восьми лет. Много проектов было, и ни один из них так и не был принят. А все дело в том, что такой документ должен предусматривать интересы всех участников. А их много. Это таксопарки и сами таксисты, которые оказывают услугу. Это агрегаторы, которые якобы только связывают между собой таксиста и потребителя, но при этом ни за что не отвечают. Кстати, именно на этом рынке у нас образовалась монополия. Осталось только два агрегатора. Причем один с минимальной долей, а второй правит бал.
И, наконец, третий участник событий — сам потребитель, права которого должны защищаться в полном объеме. И ни один из законопроектов, в том числе и этот, не выдерживает критики с какой-либо из сторон.
Главное для нас — защита прав потребителя, каждого из нас, кто волей-неволей пользуется услугами этого транспорта. Законопроект, по сути, освобождает агрегатора от ответственности за перевозку пассажира. Он ставит перед ним задачи по сбору данных о водителе такси, собственнике машины, разрешении таксиста на работу до начала поездки, чего обычный потребитель сделать не может, да и не должен. А без этих данных пассажир, пострадавший в аварии, рассчитывать на компенсацию не сможет.
Как пояснила «РГ» эксперт Союза безопасности дорожного движения Елена Гращенкова, статья об ответственности перевозчиков и служб заказа легкового такси противоречит действующим законам. Законопроект значительно ущемит права граждан.
«На данный момент легковым такси в РФ пользуются 60 миллионов человек, — поясняет Елена Гращенкова. — По действующему законодательству, а также в соответствии с позицией Верховного суда служба заказа такси является агентом перевозчика, а его правоотношения с пассажирами регулируются законом о защите прав потребителей».
То есть, если служба заказа такси приняла на свой расчетный счет плату за провоз и выбрала на свое усмотрение перевозчика для данного конкретного пассажира, она автоматически становится ответственной за все, что с ним произойдет в этой поездке. Вне зависимости от того, имелись ли технические возможности получить сведения о перевозчике из реестра или нет, был пассажир проинформирован о наименовании перевозчика или нет.
— Когда вы приходите в супермаркет, вы видите, что молоко называется «Буренка» и производится в такой-то области, — продолжает эксперт. — Однако ответственность супермаркета за качество товара при этом не отменяется. В законопроекте о такси авторы пытаются отменить или ограничить ответственность супермаркета. Напоминаю, по текущему законодательству пассажир такси, попавший в ДТП, очень хорошо защищен. Суммы компенсаций, на которые он может претендовать, могут быть ограничены только его текущим доходом, и никакими иными условиями. Причем все эти суммы он имеет право взыскивать непосредственно с юридического или физического лица, с которым он заключил договор о поездке. Если позвонил в таксопарк, претензии к таксопарку. Если взял «от борта», а водитель не был трудоустроен — к водителю. В случае наличия трудового договора — к работодателю. Если нажал на кнопку приложения службы заказа такси — к ней. Таким образом, совершенно определенно данный законопроект пассажиру-потребителю навредит.
Смешно звучит допуск до управления такси самозанятых. Очень подробно объяснили эти положения минюст и минфин. Самозанятый должен заключить договор с тем же агрегатором, который называется службой заказа такси. При этом он не может устанавливать цены. Их может устанавливать юридическое лицо — автопарк, или служба заказа такси, или они совместно по согласованию. Таким образом самозанятый получает договор найма, согласно действующему законодательству. Какой же он после этого самозанятый? И тут же возникают вопросы от минфина: почему самозанятый, заключивший договор найма, платит налоги по упрощенной схеме?
Кстати, о тарифах. У нас тарифы на такси давно устанавливает не таксопарк, а именно агрегатор. И стоимость этого заказа может не соответствовать реальным условиям его выполнения. При появлении естественного монополиста на рынке стоимость его услуг должна регулироваться государством. Однако в данной ситуации стоимость услуг монополиста пока не относится к стоимости услуг такси. А проект закона еще больше разделяет эти две сферы. Хотя для городов федерального значения он предусматривает возможность установления ими минимальной планки за эту услугу.