В заседании приняли участие вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Владимир Падалко, член Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов, министр транспорта Тверской области Сергей Верхоглядов, заместитель министра транспорта Пермского края Александр Полыгалов, заместитель начальника управления Федерального казначейства Константин Почеревин, начальник отдела пассажирских перевозок Минтранса России Дмитрий Полунин, управляющий директор АО ЦППК «Автобусные перевозки» Александр Тур, заместитель генерального директора ООО «РесурсГрупп» Надежда Залесская, представители отраслевых объединений, транспортных компаний и региональных торгово-промышленных палат.
Заседание прошло в гибридном формате, к участию в мероприятии подключились 24 участника.
Открывая круглый стол, Владимир Падалко отметил актуальность поднятой темы: «учитывая современную ситуацию, стабильная работа автотранспорта в сегменте пассажирских перевозок становится важнейшим фактором устойчивости экономики и социальной сферы страны». Вице-президент ТПП РФ указал на то, что сейчас федеральные власти кардинально изменили формат своей работы и реально идут навстречу бизнесу. Этим моментом нужно обязательно воспользоваться и транспортным компаниям, занимающимся пассажирскими перевозками.
Владимир Падалко добавил, что появилась единая информационная форма подачи предложений и инициатив от бизнеса в адрес федеральных органов власти. На их основе уже сформирован первый пакет мер поддержки, и среди приоритетов выделена транспортная сфера и пассажирские автомобильные перевозки.
По словам Олега Старовойтова, ситуация, сложившаяся в сегменте пассажирских перевозок, к сожалению, оценивается как крайне тяжелая. Принятый в 2016 году федеральный закон, который ввел в действие систему заключения государственных и муниципальных контрактов с автоперевозчиками, так и не смог устранить существующие проблемы. Местные органы власти при дефиците бюджетных средств вынуждены всячески занижать цену контрактов, заключаемых с частными перевозчиками. «Один из самых распространенных способов — снижение начальной цены контракта до величины, доведенной до заказчика лимита бюджетных обязательств, причем без сокращения объемов закупаемых работ».
Олег Старовойтов добавил, что такие отношения привели к целому ряду негативных факторов: компании, выполняющие муниципальные контракты, зачастую влачат нищенское существование: низкие зарплаты, острая нехватка водителей, повышенная доля сотрудников пенсионного возраста, молодежь не рассматривает этот бизнес, как перспективный. Выступавшие на круглом столе эксперты транспортной отрасли считают, что нынешняя система заключения нетто-контрактов по пассажирским перевозкам изжила себя. Единственная альтернатива – это брутто-контракты. Как подчеркнул Олег Старовойтов: «оптимальное распределение рисков между заказчиком и подрядчиком может обеспечить только применение брутто-контрактов». В частности, этот вид контрактов предусматривает, что выполненная транспортная работа оплачивается вне зависимости от объема перевезенных пассажиров и собранной выручки от оплаты проезда. Перевозчики получают возможность полностью сосредоточиться на выполнении транспортной услуги на высоком качественном уровне.
На заседании выступил министр транспорта Тверской области Сергей Верхоглядов, который рассказал об успешной реализации проекта по организации пассажирских перевозок на основе долгосрочных брутто-контрактов в течение 7 лет. При этом переход на брутто-контракты предусмотрен в законопроекте о внесении изменений в федеральный закон о регулярных перевозках. Законопроект уже подготовлен ко второму чтению в Госдуме. Но проблема в том, что предусмотренные поправки вступят в силу в полном объеме только в сентябре 2024 года.
О текущей работе по внедрению системы брутто-контрактов и проблемах, которые возникли с ее реализацией из-за западных санкций проинформировал участников круглого стола заместитель министра транспорта Пермского края Александр Полыгалов.
С информацией об опыте применения брутто-контрактов и о предложениях по совершенствованию контрактной системы выступили Александр Тур и Надежда Залесская.
О предложениях по совершенствованию правового обеспечения контрактной системы в сфере пассажирского автомобильного транспорта выступил советник президента Российского автотранспортного союза Сергей Карачун.
С оценкой сложившейся ситуации по реализации контрактной системы на автомобильных пассажирских перевозках выступили заместитель начальника Управления по контролю в сфере контрактных отношений Федерального казначейства Константин Почеревич и начальник отдела пассажирских перевозок Минтранса России Дмитрий Полунин. В своем выступлении Дмитрий Полунин отметил поддержку Минтрансом России предложений по совершенствованию контрактной системы, подготовленные Российским автотранспортным союзом.
В дискуссии по теме круглого стола выступила директор Союза автотранспортных предприятий Свердловской области Лилия Саранчук.
По итогам мероприятия было предложено принять за основу проект решения круглого стола, дополнить его предложениями, поступившими в ходе выступлений и направить сформированный перечень предложений по совершенствованию контрактной системы пассажирских автомобильных перевозок в заинтересованные органы исполнительной власти, Государственную Думу с целью ускорить принятие поправок в федеральное законодательство, позволяющее внедрить в более короткие сроки эффективные брутто-контракты.