Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (утвержден приказом Ространснадзора от 25.08.2020 года № ВБ-416фс)
Общие положения
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта подготовлен в соответствии с требованиями статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, утвержденными протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 года № 7.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 398 (Положение о Ространснадзоре), Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене, а также по контролю за осуществлением переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Контрольно-надзорная деятельность Ространснадзора осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в первую очередь, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Для реализации контрольно-надзорных функций приказами Министерства транспорта Российской Федерации утверждены соответствующие административные регламенты Ространснадзора.
В 2019 году количество поднадзорных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в транспортном комплексе Российской Федерации, составило более 255 280 тысяч.
За отчетный период 2019 года проведено более 29 951 проверок хозяйствующих субъектов, из них 21 747 внеплановых.
За 2019 год было выявлено около 366 375 правонарушений. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 3 694 335 тыс. рублей.
Ниже приведены обобщенные результаты анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора по двум направлениям: правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) и правоприменительная практика соблюдения обязательных требований.
II. ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ ТРАНСПОРТУ НЕТ ИНФОРМАЦИИ
III. ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СОБЛЮДЕНИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ
РОСТРАНСНАДЗОРА ИНОСТРАННЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 19.7.9 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
В соответствии с пунктом 5.5.12.1 Положения о Ространснадзоре, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах.
В силу требований части 8 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Федеральный закон № 16-ФЗ) проверка соблюдения порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств проводится Ространснадзором при осуществлении им государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.
Абзацем 3 части 3 статьи 11 Федерального закона № 16-ФЗ установлено, что автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной, в том числе иностранными организациями (перевозчиками) в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности.
Из содержания части 7 статьи 11 Федерального закона № 16-ФЗ и пункта 12 Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных, утвержденного приказом Минтранса России от 19 июля 2012 года № 243, следует, что перевозчик иностранного государства, являющийся собственником транспортного средства, которое выполняет международные перевозки пассажиров в Российскую Федерацию, из Российской Федерации и (или) через территорию Российской Федерации, либо использующие его на иных законных основаниях, обеспечивает передачу в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств сведений о пассажирских перевозках. Аналогичное требование содержится в статье 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Статьей 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обладает Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
В практике Ространснадзора при осуществлении административного производства в отношении иностранных перевозчиков возникает необходимость пользоваться услугами переводчика в целях соблюдения требований статьи 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.ъ
Кроме того, длительное извещение иностранных юридических лиц влияет на сроки привлечения к административной ответственности.
В 2019 году должностными лицами Ространснадзора составлено 239 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1 статьи 19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе 79 протоколов в отношении иностранных перевозчиков.
Меры административного взыскания, в том числе штрафные санкции, за нарушения требований законодательства, должны соответствовать критериям соразмерности, справедливости, характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Учитывая международную практику привлечения к административной ответственности иностранных перевозчиков, с целью совершенствования реализации указанного полномочия Ространснадзора, предлагается увеличить размер штрафов для иностранных перевозчиков до 500 000 рублей и увеличить срок привлечения их к административной ответственности до одного года.
2. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ РОСТРАНСНАДЗОРА
К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ СТАТЬЕЙ 11.15.2 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
В соответствии с положением подпункта 5.1.8 пункта 5 Положения о Ространснадзоре Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о транспортной безопасности.
Статьей 2 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 года № 880, предусмотрено, что предметом федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности является исполнение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности требований в области транспортной безопасности.
На основании статьи 12.2 Федерального закона № 16-ФЗ, в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 16-ФЗ, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности.
Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков.
Приказом Минтранса России от 23 июля 2015 года № 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее Правила), соблюдение которых проверяется Ространснадзором в ходе контрольных (надзорных) мероприятий.
Пунктом 17 Правил установлено, что досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр (далее — работники досмотра).
В соответствии с пунктом 3 Правил они обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (СТИ), перевозчиками, подразделениями транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах(ОТИ и ТС), застройщиками объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), а также иными лицами, прибывающими на ОТИ или ТС либо находящимися на ОТИ или ТС, в том числе работниками досмотра.
Нарушение Правил является административным правонарушением, предусмотренным статьей 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В 2019 году должностными лицами Ространснадзора привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 2 147 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В практике Ространснадзора встречаются случаи нарушения требований Правил работниками досмотра, при этом к должностным лицам указанные работники в силу требований статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не относятся.
На основании изложенного, предлагается внести изменение в статью 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив перечень должностных лиц указанием на работника подразделений транспортной безопасности, аттестованного в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр.