Вызвавшая бурные дискуссии идея Министерства транспорта РФ в будущем взимать плату за проезд по всем дорогам в итоге вполне может быть реализована в России, считают эксперты. При этом предложенный параллельно ведомством бесплатный общественный транспорт, по их мнению, вызывает большие вопросы.
Проезд по всем дорогам и так, по сути, уже платный, рубль на километр автомобилист платит и сейчас. Плата включена в акциз на топливо, получается, что водитель платит за проезд по любой дороге в зависимости от того, сколько он проехал. Так что озвученная ранее идея означает просто переход к другой системе взимания платежей и связана с постепенным внедрением электромобилей, ведь акциза на электричество не существует.
Запустило общественную дискуссию Министерство транспорта, которое в рамках Транспортной стратегии разработало принцип «пользователь платит». Проектом документа предполагается с 2025 года взимать плату за проезд по дорогам регионального значения, а с 2035 года — по дорогам всех категорий. Параллельно планируется ввести бесплатный общественный транспорт.
В Министерстве отметили, что решение доработать проект Транспортной стратегии было принято Правительством РФ для достижения целей и решения задач предусмотренных указом президента о национальных целях развития России до 2030 года. Сейчас ведется доработка документа с учетом формируемого Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, а также нового прогноза социально-экономического развития России на период до 2023 года.
В целом созданный механизм должен подтолкнуть россиян к тому, чтобы меньше использовать личный транспорт и больше общественный. Идея эта правильная, к взиманию платы за проезд по дорогам идет весь мир, так что введение какой-то покилометровой оплаты за проезд предстоит и в России. Но при этом потребуется устранить противоречия. Например, при введении прямой платы нужно будет отменить акциз за топливо. К тому же неправильно вводить плату повсеместно, например, за проезд по дорогам с ухабами.
Вместе с тем, введение платы за проезд противоречит ряду статей Конституции, где гарантируется свобода передвижения, независимо от соблюдения тех или иных условий. Попытка реализации этой идеи может вызвать к жизни различные способы противодействия.
Неизбежно возникнут и технические вопросы. Например, теми же шлагбаумами и пунктами взимания оплаты придется оснастить все дороги. Потребуются огромные деньги. Вместо этого может быть введена система «свободного потока», то есть оплату будут взимать на основе распознавания видеокамерами номеров на автомобилях. Однако наложение штрафов за неоплату проезда в этом случае потребуют проведения длительных административных процедур. Наказывать за отказ платить можно только через суд, а не через камеру, так что предвидятся серьезные коллизии.
При этом заманчивая идея введения бесплатного транспорта вызывает сомнения. Городской транспорт не может быть монолитом, должны быть различные перевозчики — и государственные, и частные, а заставить кого-то работать бесплатно.
Не поддерживают идею бесплатного общественного транспорта и в Союзе пассажиров. Пассажирам важно качество обслуживания и комфорт, и он голосует рублем. Если же общественный транспорт станет бесплатным, то как-то влиять на качество услуг пассажиры не смогут.
Предложенные меры, вероятно, будут вводиться постепенно, считают эксперты. Но в регионах невысокие зарплаты и пенсии. При этом пользоваться бесплатным общественным транспортом в основном будут горожане, а не жители сел.
Многие регионы страны практикуют льготный проезд для различных категорий своих жителей — в частности, для тех же школьников и людей пенсионного возраста. К примеру, начиная с 2019 года, в ходе учебного года бесплатно на общественном транспорте ездят школьники в Ульяновске. Действует эта льгота до июня — летом дети оплачивают проезд на общих основаниях, но с сентября поездки для них вновь становятся бесплатными.
Жители столицы Чукотки Анадыря о том, что такое плата за проезд в автобусах, не знают вот уже как 27 лет — в 1993 году местные власти решили сделать его бесплатным на всех городских маршрутах (всего в Анадыре их три). Расходы автотранспортного предприятия покрывает городской бюджет — средства на это выделяются в рамках муниципальной программы «Поддержка и развитие основных секторов экономики городского округа Анадырь».