Социальный стандарт транспортного обслуживания населения

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 января 2017 г. N НА-19-р

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО СТАНДАРТА

ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

И ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ»

(в редакции от 10 марта 2021 года)

  1. Настоящий социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (стандарт) устанавливает рекомендованные уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.

Под транспортным обслуживанием населения в настоящем стандарте понимается выполнение работ по осуществлению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок. Качество транспортного обслуживания населения представляет собой интегральную оценку уровня транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок и выражается в совокупности характеристик надежности, доступности и комфортности.

  1. Показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, установленные настоящим стандартом, могут применяться органами государственной власти и местного самоуправления при разработке нормативных правовых актов в сфере транспортного и градостроительного планирования, в том числе подготовке документов планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов между государственными и муниципальными заказчиками, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, а также при организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам.
  2. Показатели качества и их нормативные значения

3.1. Доступность

Под доступностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в наличии возможности получения населением услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок.

3.1.1. Территориальная доступность остановочных пунктов

Рекомендуется не превышать значение расстояния кратчайшего пешеходного пути следования в зависимости от категории объекта от ближайшей к остановочному пункту точки границы земельного участка, на котором расположен объект, до ближайшего остановочного пункта, который обслуживается муниципальным маршрутом регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленное в таблице 1.

 

Таблица 1. Рекомендуемые предельные расстояния кратчайшего пешеходного пути от границ участков объектов до остановочных пунктов

 

Категория объекта Расстояние кратчайшего пешеходного пути, не более, метров Расстояние кратчайшего пешеходного пути, которое допускается устанавливать для отдельных субъектов Российской Федерации с особыми природно-климатическими условиями (таблица 2), не более, метров
Многоквартирный дом 500 400
Индивидуальный жилой дом 800 700
Предприятия торговли с площадью торгового зала 1000 м2 и более 500 400
Поликлиники и больницы муниципальной, региональной и федеральной системы здравоохранения, учреждения (отделения) социального обслуживания граждан 300 300
Терминалы внешнего транспорта 300 300

 

Таблица 2. Перечень субъектов Российской Федерации с особыми природно-климатическими условиями

Субъекты Российской Федерации
Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Алтай, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Вологодская область, Иркутская область, Кемеровская область, Кировская область, Курганская область, Мурманская область, Магаданская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Пермский край, Сахалинская область, Свердловская область, Томская область, Тюменская область, Челябинская область, Забайкальский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Кабардино-Балкария, Республика Карачаево-Черкесия, Республика Калмыкия, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Самарская область, Саратовская область

 

3.1.2. Доступность остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения

Маломобильные группы населения — это инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками, иные категории населения, испытывающие затруднения при пользовании услугами по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок.

В целях реализации положений статей 5 и 19 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» рекомендуется обеспечить соответствие всех автовокзалов и автостанций, которые обслуживаются маршрутами регулярных перевозок, требованиям, установленным подпунктами 8.4.98.4.14 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (Утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года №  798/пр.) и Порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи (Утвержден приказом Минтранса России от 1 декабря 2015 года № 347).

Остановочные пункты, которые обслуживаются маршрутами регулярных перевозок, рекомендуется привести в соответствие с требованиями, установленными подпунктами 7.3.17.3.16 «ОДМ 218.2.007-2011. Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства» (Издан на основании распоряжения Росавтодора от 5 июня 2013 года № 758-р).

3.1.3. Доступность транспортных средств для маломобильных групп населения

Во всех транспортных средствах, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, перевозчику рекомендуется обеспечить посадку и высадку, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно, в соответствии с Порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Начиная с 1 января 2022 года рекомендуется обеспечить предоставление пассажирам возможности дистанционного (с использованием электронных способов и средств связи) получения следующей информации относительно транспортных средств, используемых на конкретном маршруте регулярных перевозок:

— соответствие/не соответствие для проезда маломобильных групп населения (низкий пол, дополнительные поручни, наличие подъемного механизма и т.д.);

— возможность бронирования услуг службы социальных сопровождающих для осуществления маломобильными группами населения поездки, в случае функционирования в пределах конкретного субъекта Российской Федерации или муниципального образования соответствующей службы.

3.1.4. Ценовая доступность поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок

Рекомендуется не превышать 7-процентную долю среднемесячных расходов пассажира на осуществление поездок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах муниципального образования от величины среднего арифметического взвешенного среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации, где расположено муниципальное образование. При этом величину среднего арифметического взвешенного среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации, где расположено муниципальное образование, рекомендуется рассчитывать для интервалов среднедушевых денежных доходов в распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов, расположенных ниже значения среднедушевого денежного дохода населения в указанном субъекте Российской Федерации, в соответствии с формулой:

,

Где

СДВЗВ — средняя арифметическая взвешенная величина среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации, где расположено муниципальное образование;

ДI — медианная величина среднедушевого денежного дохода в интервале среднедушевого денежного дохода с соответствующей долей населения в распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов в субъекте Российской Федерации, где расположено муниципальное образование;

wi — доля населения субъекта Российской Федерации, где расположено муниципальное образование, с величиной среднедушевого денежного дохода ниже среднедушевого денежного дохода в указанном субъекте Российской Федерации.

Величину среднемесячных расходов пассажира на осуществление поездок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок рекомендуется приравнивать к стоимости билета длительного пользования для проезда в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок, предоставляющего право на неограниченное количество поездок в течение месяца, в случае если доля рейсов маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в соответствующем муниципальном образовании составляет не более 25% от общего количества рейсов муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

В случае отсутствия в муниципальном образовании билетов длительного пользования для проезда в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, предоставляющих право на неограниченное количество поездок в течение месяца, или превышения доли рейсов маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам значения в 25% от общего количества рейсов маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании, рекомендуется величину среднемесячных расходов пассажира на осуществление поездок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах муниципального образования рассчитывать как стоимость количества поездок (в том числе пересадок как отдельных поездок), осуществляемых пассажиром на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с формулой:

P = C * q,

Где

C — средняя стоимость разового проезда на автомобильном транспорте или городском наземном электрическом транспорте при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в рублях;

q — количество поездок (в том числе пересадок), осуществляемых пассажиром на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, установленное таблицей 3, в зависимости от численности населения муниципального образования.

Среднюю стоимость разового проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок рекомендуется рассчитывать по формуле:

,

Где

Qрег — количество рейсов муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам;

Cрег — стоимость разового проезда на автомобильном транспорте или городском наземном электрическом транспорте при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам;

Qнерn — количество рейсов муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам по соответствующему тарифу;

Cнерn — стоимость разового проезда на автомобильном транспорте при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по соответствующему тарифу.

Среднемесячное количество поездок на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок рекомендуется определять в зависимости от численности населения муниципального образования в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3. Среднемесячное количество поездок в муниципальных образованиях с различной численностью населения

 

Численность населения муниципального образования Среднемесячное количество поездок
До 100 000 человек 40
От 100 000 до 500 000 человек 60
Свыше 500 000 человек Обязательно наличие билета длительного пользования, позволяющего осуществлять проезд в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, предоставляющего право на неограниченное количество поездок в течение установленного времени

 

3.1.5. Оснащенность автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов

Все автовокзалы, автостанции и остановочные пункты рекомендуется оснастить средствами зрительного информирования пассажиров с актуальной информацией и прочими элементами обустройства в соответствии с требованиями, установленными подпунктами 11, 15, 16 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»).

Под средствами зрительного информирования пассажиров понимаются справочно-информационные стенды и табло, размещенные на объектах транспортной инфраструктуры, а также в транспортных средствах, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, содержащие информацию о маршрутах регулярных перевозок и их расписании.

Для остановочных пунктов автобусов в пригородном и междугороднем сообщении рекомендуется предусмотреть защитные средства от атмосферных осадков вне зависимости от количества пассажиров, отправляемых с остановочных пунктов. Для субъектов Российской Федерации с особыми природно-климатическими условиями рекомендуется предусмотреть остановочные пункты, обеспечивающие дополнительно ветрозащиту от преобладающих в зимний период направлений ветра.

3.1.6. Частота обслуживания остановочных пунктов

В муниципальных образованиях с численностью населения менее 250 человек для каждого остановочного пункта рекомендуется обеспечивать не реже двух дней в неделю не менее одного рейса в сутки по отправлению и не менее одного рейса в сутки по прибытию, обеспечивающих возможность поездки с пересадками до терминалов внешнего транспорта и (или) административного центра.

Под терминалом внешнего транспорта понимается автостанция, железнодорожная станция, автовокзал, железнодорожный вокзал, аэропорт, речной или морской вокзал, от которых осуществляются регулярные пассажирские перевозки в пригородном, междугородном и (или) международном сообщении.

3.2. Надежность

Надежность представляет собой характеристику качества транспортного обслуживания населения, выраженную в стабильности получения услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок и предсказуемости уровня их качества.

3.2.1. Соблюдение расписания маршрутов регулярных перевозок

Отправление каждого рейса маршрута регулярных перевозок от каждого остановочного пункта, автовокзала и автостанции рекомендуется осуществлять в соответствии с установленным расписанием либо в пределах двух минут от указанного в расписании времени. Рекомендуемая доля рейсов регулярных перевозок, осуществленных с опозданием свыше двух минут, — не более 15% от общего количества рейсов маршрутов регулярных перевозок соответствующего вида сообщения.

3.3. Комфортность

Под комфортностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в уровне удобства пользования услугами по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в том числе отсутствии физиологического и психологического дискомфорта для пассажиров в процессе потребления услуги.

3.3.1. Оснащенность транспортных средств средствами информирования пассажиров

Рекомендуется обеспечить оснащение всех транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, средствами информирования пассажиров в соответствии с пунктами 1822 и подпунктами «а», «в» пункта 24 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

3.3.2. Оснащенность транспортных средств системой безналичной оплаты проезда

Начиная с 1 января 2022 года рекомендуется обеспечить оснащение всех транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок системой безналичной оплаты проезда.

Рекомендуемый перечень возможностей, предоставляемых пассажирам посредством системы безналичной оплаты проезда:

а) использование билетов, подтверждающих заключение договора перевозки между перевозчиком и пассажиром, оформленных в электронном виде и приобретенных посредством электронного инструмента оплаты, включая банковские бесконтактные карты и электронные (транспортные) карты, в том числе выпущенные в смартфонах («единый билет») с различными способами идентификации и аутентификации (NFC, QR-коды, Face ID).

б) совершение комбинированной и мультимодальной поездки;

в) оплата (регистрация) проезда с применением льготных тарифов для категорий граждан, имеющих право на льготный проезд по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в соответствии с федеральным законодательством, а также с учетом региональных и местных льгот, действующих в пределах границ определенной территории (субъекта Российской Федерации или отдельного муниципального образования), в том числе в течение ограниченного периода времени (например, в течение конкретного нерабочего праздничного дня);

г) получение информации в электронной форме о совершенных пассажирами поездках, включая дату, время, стоимость проезда;

д) приобретение «единого билета» бесконтактно и удаленно — посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

е) использование различных пересадочных тарифов, в том числе между различными видами общественного транспорта;

ж) использование тарифов по времени действия, количеству поездок, зональных тарифов;

з) получение «скидки» при оплате проезда (и провоза багажа) безналичным способом.

3.3.3. Температура в салоне транспортных средств

Рекомендуется оборудовать все транспортные средства, используемые для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, системами отопления и кондиционирования воздуха, настроенными на поддержание комфортной температуры в салоне транспортного средства в любое время года. Температурный режим: не менее 12 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов Цельсия, не более 25 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов Цельсия.

3.3.4. Соблюдение норм вместимости

Рекомендуемая фактическая наполненность транспортного средства, используемого для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, составляет не более трех человек на 1 кв. м свободной площади пола салона транспортного средства, предусмотренной для размещения стоящих пассажиров. Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок рекомендуется осуществлять только с использованием сидячих мест.

3.3.5. Количество пересадок

Рекомендуемое общее количество пересадок, осуществляемых пассажиром в целях перемещения в любую точку муниципального образования, при использовании муниципальных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок составляет не более двух в муниципальных образованиях с численностью населения более 500 000 человек, не более одного в остальных муниципальных образованиях. (В случае если на территории муниципального образования осуществляется перевозка пассажиров и багажа метрополитеном, использование данного вида транспорта также учитывается при определении количества пересадок).

3.3.6. Экологичность

Все транспортные средства, используемые для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок, рекомендуется отнести к экологическому классу ЕВРО-4 и выше.

3.3.7. Превышение установленного заводом-производителем срока службы транспортного средства

Рекомендуется предусмотреть отнесение всех транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок, к транспортным средствам, у которых не превышен установленный срок службы.

Информация о сроке службы приводится в сопутствующей документации на транспортное средство.

В случае, если завод-производитель не указал срок службы, то в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О защите прав потребителей» его рекомендуется принимать равным 10 годам со дня передачи транспортного средства потребителю.

3.3.8. Система информирования пассажиров

Начиная с 1 января 2022 года рекомендуется обеспечить предоставление пассажирам возможности:

а) построения маршрута, в том числе с использованием двух и более видов транспорта в границах одного или более субъектов Российской Федерации;

б) отслеживания движения транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в режиме реального времени («онлайн»).

  1. Оценку соответствия стандарту рекомендуется проводить с использованием интегрального показателя уровня транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, рассчитываемого в соответствии с методикой оценки качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (приложение), а также опросов населения об уровне удовлетворенности качеством услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
  2. Начиная с 1 января 2022 года рекомендуется оценку соответствия требованиям стандарта, установленную пунктом 4 стандарта, проводить с учетом использования электронных способов и средств связи путем получения «обратной связи» (отзывов) от пассажиров.

Приложение

к социальному стандарту

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА

АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ ПО МАРШРУТАМ

РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

  1. Показатели, используемые при определении качества транспортного обслуживания населения, рекомендуется рассчитывать за отчетный период (календарный год).
  2. Доступность транспортного обслуживания рекомендуется оценивать с помощью показателей:

— коэффициент территориальной доступности остановочных пунктов;

— коэффициент доступности остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения;

— коэффициент доступности транспортных средств для маломобильных групп населения;

— коэффициент ценовой доступности поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок;

— коэффициент оснащенности автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов;

— доля остановочных пунктов, обслуживаемых с минимальной нормативной частотой.

2.1. Коэффициент территориальной доступности остановочных пунктов kдост оп

,

где:

Qмкд.дост — количество многоквартирных домов в пределах норматива пешеходной доступности до остановочных пунктов, ед.

Qид.дост — количество индивидуальных домов в пределах норматива пешеходной доступности до остановочных пунктов, ед.

Qтп.дост — количество предприятий торговли с площадью торгового зала 1000 кв. м. и более в пределах норматива пешеходной доступности до остановочных пунктов, ед.

Qмед.дост — количество поликлиник и больниц муниципальной, региональной и федеральной системы здравоохранения, учреждений (отделений) социального обслуживания граждан в пределах норматива пешеходной доступности до остановочных пунктов, ед.

Qвн.тр.дост — количество терминалов внешнего транспорта в пределах норматива пешеходной доступности до остановочных пунктов, ед.

Q — общее количество объектов указанных категорий, функционирующих в муниципальном образовании, ед.

В зависимости от интервала значения показателя рекомендуется присваивать ему балл в соответствии с таблицей:

Таблица 1. Оценка значений коэффициента территориальной доступности остановочных пунктов

Значение коэффициента территориальной доступности остановочных пунктов Балл ()
 0 1
 0,1 2
 0,2 3
 0,3 4
 0,4 5
 0,5 6
 0,6 7
 0,7 8
 0,8 9
 0,9 10

 

2.2. Коэффициент доступности остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения kоп,ав,ас.мгн

,

где:

Qоп,ав,ас.мгн — количество остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций, отвечающих требованиям, установленным пунктами 8.4.98.4.14 «СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», Порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, ед. и пунктами 7.3.17.3.16 ОДМ 218.2.007-2011 «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства».

Qоп,ав,ас. — общее количество остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций, ед.

В зависимости от интервала значения показателя рекомендуется присваивать ему балл в соответствии с таблицей:

Таблица 2. Оценка значений коэффициента доступности остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения

 

Значение коэффициента доступности остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения Балл ()
< 0,1 1
 0,1 2
 0,2 3
 0,3 4
 0,4 5
 0,5 6
 0,6 7
 0,7 8
 0,8 9
 0,9 10

 

2.3. Коэффициент доступности транспортных средств для маломобильных групп населения kтс.мгн

,

где:

Qтс.мгн — количество транспортных средств, оснащенных вспомогательными средствами для перемещения человека, сидящего в кресле-коляске, при посадке в транспортное средство или высадке из него. (П. 3.1.9 ГОСТ Р 51090-2017 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов»).

Qтс — общее количество транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, ед.

В зависимости от интервала значения показателя рекомендуется присваивать ему балл в соответствии с таблицей:

 

Таблица 3. Оценка значений коэффициента доступности транспортных средств для маломобильных групп населения

Значение коэффициента доступности транспортных средств для маломобильных групп населения Балл ()
< 0,1 1
 0,1 2
 0,2 3
 0,3 4
 0,4 5
 0,5 6
 0,6 7
 0,7 8
 0,8 9
 0,9 10

 

2.4. Коэффициент ценовой доступности поездок по маршрутам регулярных перевозок kд

,

где:

P — среднемесячные расходы пассажира на осуществление поездок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пределах муниципального образования, руб.

СДвзв — средняя арифметическая взвешенная величина среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации, где расположено муниципальное образование, руб.

В зависимости от интервала значения показателя рекомендуется присваивать ему балл в соответствии с таблицей:

Таблица 4. Оценка значений коэффициента ценовой доступности поездок по маршрутам регулярных перевозок

Значение коэффициента ценовой доступности поездок по маршрутам регулярных перевозок Балл ()
менее 0,02 и свыше 0,07 1
от 0,02 менее 0,03 и от 0,06 менее 0,07 4
от 0,03 менее 0,04 и от 0,05 менее 0,06 7
от 0,04 до 0,05 включительно 10

 

2.5. Коэффициент оснащенности автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов kоснащ.оп,ав,ас

,

где:

Qоснащ.оп,ав,ас — количество остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций, оснащенных средствами зрительного информирования пассажиров с актуальной информацией и прочими элементами обустройства в соответствии с требованиями, установленными подпунктами 11, 15, 16 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, ед. (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года №  1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»).

Qоп,ав,ас. — общее количество остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций, ед.

В зависимости от интервала значения показателя рекомендуется присваивать ему балл в соответствии с таблицей:

Таблица 5. Оценка значений коэффициента оснащенности остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций

Значение коэффициента оснащенности остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций Балл ()
< 0,1 1
 0,1 2
 0,2 3
 0,3 4
 0,4 5
 0,5 6
 0,6 7
 0,7 8
 0,8 9
 0,9 10

 

2.6. Доля остановочных пунктов, обслуживаемых с минимальной нормативной частотой Дmin част

,

где:

 — количество остановочных пунктов, обслуживаемых с минимальной нормативной частотой, ед. (В соответствии с п. 3.1.6 социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортном).

Qоп — общее количество остановочных пунктов, ед.

В зависимости от интервала значения показателя рекомендуется присваивать ему балл в соответствии с таблицей:

Таблица 6. Оценка значения доли остановочных пунктов, обслуживаемых с минимальной нормативной частотой

Значение доли остановочных пунктов, обслуживаемых с минимальной нормативной частотой (%) Балл ()
< 10 1
 10 2
 20 3
 30 4
 40 5
 50 6
 60 7
 70 8
 80 9
 90 10

 

  1. Надежность транспортного обслуживания рекомендуется оценивать с помощью показателя «коэффициент соблюдения расписания маршрутов регулярных перевозок».

3.1. Коэффициент соблюдения расписания маршрутов регулярных перевозок kрасп

,

где:

 — количество рейсов при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, выполненных в момент времени, установленный расписанием, или в пределах допустимых отклонений от расписания движения, рейс. (В соответствии с п. 3.2.1 социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортном).

Qрейс — общее количество рейсов при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, рейс.

В зависимости от интервала значения показателя рекомендуется присваивать ему балл в соответствии с таблицей:

Таблица 7. Оценка значений коэффициента соблюдения расписания маршрутов регулярных перевозок

Значение коэффициента соблюдения расписания маршрутов регулярных перевозок Балл ()
< 0,65 1
 0,65 2
 0,70 3
 0,75 4
 0,80 5
 0,85 6
 0,88 7
 0,90 8
 0,93 9
 0,95 10

 

  1. Комфортность транспортного обслуживания рекомендуется оценивать с помощью показателей:

— коэффициент оснащенности информирования пассажиров;

— доля рейсов с нормативной температурой в салоне транспортного средства;

— коэффициент соблюдения норм вместимости;

— коэффициент соблюдения норм по количеству пересадок;

— доля транспортных средств высоких экологических классов;

— доля транспортных средств с превышением установленного заводом-производителем срока службы транспортного средства;

— коэффициент оснащенности транспортных средств системой безналичной оплаты проезда;

— доля рейсов, отображаемых в системе информирования пассажиров.

4.1. Коэффициент оснащенности транспортных средств средствами информирования пассажиров kоснащ.тс

,

где:

Qоснащ.тс — количество транспортных средств, оснащенных средствами информирования пассажиров, в соответствии с пунктами 1822 и подпунктами «а», «в» пункта 24 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предназначенных для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, ед.

Qтс — количество транспортных средств, предназначенных для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, ед.

В зависимости от интервала значения показателя рекомендуется присваивать ему балл в соответствии с таблицей:

Таблица 8. Оценка значений коэффициента оснащенности транспортных средств средствами информирования пассажиров

Значение коэффициента оснащенности транспортных средств средствами информирования пассажиров Балл ()
< 0,1 1
 0,1 2
 0,3 4
 0,4 6
 0,5 8
 0,7 9
 0,9 10

 

4.2. Коэффициент оснащенности транспортных средств системой безналичной оплаты проезда kоснащ.тс.сис.безн.оплат.проезд.

,

где:

Qоснащ.тс.сис.безн.оплат.проезд. количество транспортных средств, предназначенных для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок и оснащенных системой безналичной оплаты проезда, ед.

Qтс — количество транспортных средств, предназначенных для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, ед.

Начиная с 1 января 2022 года в зависимости от интервала значения показателя рекомендуется присваивать ему балл в соответствии с таблицей:

Таблица 9. Оценка значений коэффициента оснащенности транспортных средств системой безналичной оплаты проезда

Значение коэффициента оснащенности транспортных средств системой безналичной оплаты проезда Балл 
менее 0,1 1
от 0,1 (включительно) и менее 0,3 2
от 0,3 (включительно) и менее 0,4 4
от 0,4 (включительно) и менее 0,5 6
от 0,5 (включительно) и менее 0,7 8
от 0,7 (включительно) и менее 0,9 9
от 0,9 (включительно) и более 10

 

4.3. Доля рейсов с нормативной температурой в салоне транспортного средства Дрейс.темп

Дрейс.темп. = (Дконд · Ддней>20 + Дотопл · Ддней<5 +

+ Ддней<20 и>5) · 100

где:

Дконд — Доля рейсов, задействованных в транспортном обслуживании населения по регулярным маршрутам, с нормативной температурой в салоне при среднесуточной температуре на улице более 20 градусов по Цельсию

Дотопл — доля транспортных средств, задействованных в обслуживании населения по регулярным маршрутам, с нормативной температурой в салоне при среднесуточной температуре на улице менее 5 градусов по Цельсию

Ддней>25 — доля дней в году со среднесуточной температурой более 25 градусов Цельсия

Ддней<5 — доля дней в году со среднесуточной температурой менее 5 градусов Цельсия

Ддней<20 и>5 — доля дней в году со среднесуточной температурой более 5, но менее 20 градусов Цельсия

В зависимости от интервала значения показателя рекомендуется присваивать ему балл в соответствии с таблицей:

 

 

 

Таблица 10. Оценка значений доли рейсов с нормативной температурой в салоне транспортного средства

Значение доли рейсов с нормативной температурой в салоне транспортного средства (%) Балл ()
< 10 1
 10 2
 20 3
 30 4
 40 5
 50 6
 60 7
 70 8
 80 9
 90 10

 

4.4. Коэффициент соблюдения норм вместимости kвм

,

где:

 — количество рейсов, выполненных транспортными средствами при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, с соблюдением норм вместимости, рейс. (В соответствии с п. 3.3.4 социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

Qрейс — общее количество рейсов, выполненных транспортными средствами при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, рейс.

В зависимости от интервала значения показателя рекомендуется присваивать ему балл в соответствии с таблицей:

 

 

Таблица 11. Оценка значений коэффициента соблюдения норм вместимости

Значение коэффициента соблюдения норм вместимости Балл ()
< 0,1 1
 0,1 2
 0,2 3
 0,3 4
 0,4 5
 0,5 6
 0,6 7
 0,7 8
 0,8 9
 0,9 10

 

4.5. Коэффициент соблюдения норм по количеству пересадок kпересад

,

где:

 — численность пассажиров, совершающих нормативное количество пересадок при перемещении в любую точку муниципального образования в рамках одной поездки при использовании муниципальных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, чел. (В соответствии с п. 3.3.5 социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

Nпересад — общая численность пассажиров, совершающих пересадки при перемещении в любую точку муниципального образования в рамках одной поездки при использовании муниципальных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, чел.

В зависимости от интервала значения показателя рекомендуется присваивать ему балл в соответствии с таблицей:

 

 

 

 

 

 

Таблица 12. Оценка значений коэффициента соблюдения норм по количеству пересадок

Значение коэффициента соблюдения норм по количеству пересадок Балл ()
< 0,1 1
 0,1 2
 0,2 3
 0,3 4
 0,4 5
 0,5 6
 0,6 7
 0,7 8
 0,8 9
 0,9 10

 

4.6. Доля транспортных средств высоких экологических классов Дэко

,

где:

 — количество транспортных средств экологических классов ЕВРО-4 и выше, предназначенных для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок, ед.

QТС — количество транспортных средств, предназначенных для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок, ед.

В зависимости от интервала значения показателя рекомендуется присваивать ему балл в соответствии с таблицей:

Таблица 13. Оценка значений доли транспортных средств высоких экологических классов

Значение доли транспортных средств высоких экологических классов (%) Балл ()
< 10 1
 10 2
 20 3
 30 4
 40 5
 50 6
 60 7
 70 8
 80 9
 90 10

 

4.7. Доля транспортных средств с превышением установленного заводом-производителем срока службы транспортного средства Дсрок

,

где:

ЧТСфакт срок>уст срок — число транспортных средств, задействованных в транспортном обслуживании населения по регулярным маршрутам, у которых фактический срок эксплуатации превышает установленный срок службы (с учетом продления срока службы при капительном ремонте), шт.

ЧТС — число транспортных средств, задействованных в транспортном обслуживании населения по регулярным маршрутам, шт.

В зависимости от интервала значения показателя рекомендуется присваивать ему балл в соответствии с таблицей:

Таблица 14. Оценка качества по показателю доли транспортных средств с превышением установленного срока службы

Доля транспортных средств с превышением установленного срока службы Балл ()
> 0,9 0
 0,9 1
 0,8 2
 0,7 3
 0,6 4
 0,5 6
 0,4 7
 0,3 8
 0,2 9
 0,1 10

 

4.8. Доля рейсов, отображаемых в системе информирования пассажиров, Дрейс.в сист.информир.

,

где:

Qрейс.в сист.информир. — количество рейсов транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, отображаемых в режиме реального времени («онлайн») в системе информирования пассажиров и доступных для построения маршрута.

Qрейс. — общее количество рейсов транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок.

Начиная с 1 января 2022 года в зависимости от интервала значения показателя рекомендуется присваивать ему балл в соответствии с таблицей:

Таблица 15. Оценка значений показателя доли рейсов, отображаемых в системе информирования пассажиров

Значение доли рейсов, отображаемых в системе информирования пассажиров Балл 
менее 10 1
от 10 (включительно) и менее 30 2
от 30 (включительно) и менее 40 4
от 40 (включительно) и менее 50 6
от 50 (включительно) и менее 70 8
от 70 (включительно) и менее 90 9
от 90 (включительно) и более 10

 

  1. Уровень качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок (КО) рекомендуется определять по формуле:

,

где:

Бн — количество набранных баллов, посчитанное суммированием баллов, присвоенных показателям, приведенным в пунктах 24 настоящего приложения;

Бм — максимально возможное количество баллов, равное: 130 баллам и, начиная с 1 января 2022 года, 150 баллам для населенных пунктов с численностью населения менее 250 человек; 120 баллам и, начиная с 1 января 2022 года, 140 баллам для остальных населенных пунктов.

По итогам расчетов рекомендуется сформировать вывод о качестве транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с рекомендуемыми значениями таблицы:

Таблица 16. Оценка качества транспортного обслуживания населения, КО

Интервальные значения КО Качество транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок
КО  30% неудовлетворительное
30% < КО  50% минимальное
50% < КО  80% среднее
КО > 80% высокое

 

По результатам оценки качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок рекомендуется сформировать рейтинг муниципальных образований.