Дума приняла в первом чтении…

ИНТЕРФАКС; 11.02.2014; ДУМА ПРИНЯЛА В I ЧТЕНИИ ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА МЕЖДУНАРОДНЫМИ АВТОПЕРЕВОЗКАМИ
Госдума РФ на заседании во вторник приняла в первом чтении депутатский законопроект, направленный на совершенствование государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок.
Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на совершенствование государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок» внесли в Госдуму депутаты Евгений Москвичев, Виталий Ефимов, Михаил Брячак, Александр Васильев, Александр Меткин, Радик Ильясов, Владимир Гутенев, Андрей Андреев, Сергей Тен, Александр Старовойтов.
В пояснительной записке к документу авторы отмечают, что международные автотранспортные перевозки регулируются специальными разрешениями Минтранса России, количество которых крайне ограничено, и носит исключительный характер. «В связи с этим перевозчики ряда государств – стран Балтии, Польши, Украины, Белоруссии и других – имея избыточное количество грузовых автомобилей, которое более чем в пять раз превосходит парк отечественных международных перевозчиков, стремятся обойти требования российской разрешительной системы», – говорится в записке. В частности, многие иностранные перевозчики переоформляют товаросопроводительные и другие документы и под видом двусторонних перевозок выполняют перевозки грузов из квотируемых третьих стран.
Одной из причин сложившегося положения является отсутствие правовых норм, четко устанавливающих понятия видов международных автомобильных перевозок, дающих определения различных видов перевозок, а также отсутствие условий регулирования их выполнения и порядка заполнения соответствующих документов, подтверждающих законность осуществления каждого вида перевозки, говорится в записке.
В связи с этим законопроектом предлагается ввести в закон о контроле за международными автоперевозками новые виды перевозок – двусторонняя международная автомобильная перевозка, транзитная международная автомобильная перевозка, международная автомобильная перевозка в и из третьих государств. Вводятся также понятия учетного талона и международной товарно-транспортной накладной.
Согласно документу, вид соответствующей перевозки определяется исходя из данных товарно-транспортной накладной, предусмотренной конвенцией о договоре международной автомобильной дорожной перевозки грузов. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта наделяется компетенцией установить требования по заполнению международной товарно-транспортной накладной, а также критерии определения вида перевозки и условий их осуществления.
Законопроектом устанавливается обязанность иностранного перевозчика заполнять российские разрешения, предъявлять необходимые документы соответствующим органам на территории РФ для контроля и проставления соответствующих отметок.
В Кодекс РФ об административных правонарушениях вносятся изменения, предусматривающие ответственности за осуществление международной автомобильной перевозки с незаполненными в установленном порядке разрешениями, а также без учетного талона, выдаваемого водителю иностранного транспортного средства в случаях, когда в соответствии с международными договорами РФ допускаются перевозки без российских разрешений на проезд.
В официальном отзыве правительства РФ на законопроект говорится, что документ содержит значительное количество норм, предусматривающих принятие подзаконных нормативных актов, не устанавливая при этом каких-либо критериев, определяющих подходы к регулированию соответствующих правоотношений.
Кроме того, необходимо увязать положения законопроекта с нормами международных договоров, отмечается в документе.
Недостаточно обоснованы нормы поправок, распространяющие положения закона о международных автомобильных перевозках на отношения по международной автомобильной перевозке, осуществляемой транспортным средством, принадлежащим российскому перевозчику, с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства, отмечает правительство.
Законопроектом устанавливается понятие учетного талона, под которым понимается документ, удостоверяющий право на осуществление международной автомобильной перевозки транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику. «В то же время не определен правовой режим учетного талона и не установлено, в каких случаях и какому кругу субъектов он может быть выдан. Такая неопределенность может служить коррупциогенным фактором», – отмечается в отзыве.
Поправками предлагается установить, что требования к заполнению международной товарно-транспортной накладной устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. При этом требования к заполнению накладной установлены Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, говорится в документе.