Телеметрия меняет маршрут
Телематика в автостраховании — это технология сбора данных об использовании автомобиля, которая помогает дать более точную оценку стиля вождения и прогноз риска возникновения аварии. Для анализа используется скоринговая модель, в которой учитывается несколько десятков параметров. Например, годовой пробег. По статистике водитель с пробегом 30 тысяч в год в два раза чаще попадает в аварии, чем с 10 тысячами в год.
Также анализируется время движения машины. \»Каждый километр ночью в три раза опаснее, чем в другое время суток — ниже скорость реакции, выше скорости, больше пьяных, — рассказал основатель Raxel Telematics Дмитрий Рудаш. — По нашим оценкам, самое аварийное время — ночные часы с пятницы на субботу (с 23.00 до 6.00). Аварийность в этот период возрастает в 5,6 раза. Причины очевидны: конец недели, алкоголь, снижение скорости реакции в ночное время у человека более чем в два раза\».
Также собирается информация о ситуациях с резким торможением, перестроением, превышением допустимого скоростного режима. \»Чаще всего телематический сервис собирает информацию при помощи установленного прибора, который как флешка вставляется в диагностический разъем автомобиля. Но это не всем водителям удобно. Не любят \»черные коробочки\», — заметил Дмитрий Рудаш. — Поэтому тренд последних лет в мире — мобильные приложения\».
Кстати, приложение помимо всего прочего может отследить использование телефона за рулем (чаты, мессенджеры, звонки без handsfree). Такая практика ведет к \»рассеянному вождению\», которое становится причиной как мелких, так и серьезных аварий. По данным американских ученых, более 6 процентов всех средних и тяжелых ДТП происходят из-за того, что водитель отвлекся на телефон.
читайте также
Телематический комплекс аккумулирует данные с датчиков автомобиля и сохраняет их в облаке, где они анализируются. И страховая компания получает информацию, на основе которой можно рассчитать уровень риска для каждого конкретного клиента. По мнению экспертов, комбинация всех параметров более чем в пять раз выше любого стандартного фактора: история страхования, возраст, стаж, модель авто и тому подобное.
Разработчики заверяют, что анализ \»Автометрики\» достаточен для оценки страховых рисков и расчета полной скидки, поэтому использование телематических приборов после оформления страховки не требуется.
Кроме того это один из первых успешных примеров в мире, когда в телематике используется машинное обучение. Для анализа стиля вождения важно уметь определять, был ли клиент за рулем своего автомобиля во время поездки или ехал в качестве пассажира (в автобусе, такси, автомобиле). Приложение это умеет. \»Если водитель думает попробовать телематику, приложение удобный вариант. Можно просто скачать и поездить. Аналитики будут давать отчеты о вождении, советы, как стиль скорректировать, а по итогам месяца рассчитают рейтинг безопасности и скидку. Дальше водитель может либо просто принять это к сведению, либо воспользоваться выгодным предложением\», — пояснил Рудаш.
Сейчас максимальная скидка на каско с телематикой составляет 25 — 55 процентов. По словам старшего вице-президента по развитию телематики Meta System Алексея Шипулина, в Luxury сегменте скидка может достигать и 200 тысяч рублей в год.
Обмануть систему телеметрии невозможно. \»Системы, которые устанавливаются на автомобиль, автоматически начинают накапливать и отправлять информацию при включении зажигания автомобиля и перестают работать при его выключении, — заметил Шипулин. — Единственный способ как-либо обмануть систему- снять оборудование, но обычно в договоре страхования прописаны жесткие условия постоянной работы устройства\».
Кроме того, за обман системы предусматривается уголовная ответственность. \»Переставить датчик в другой автомобиль нельзя, он тут же отправит данные, что его отключили от системы. При этом специалист страховой службы может с помощью датчика узнать VIN-номер автомобиля, на который он установлен, и сверить с подписанным ранее договором\», — добавил директор по безопасности SPSR Express Дмитрий Мананников.
Существует несколько категорий водителей, которым страхование с телематикой особенно выгодно. Например, это молодые автовладельцы с небольшим стажем вождения. \»Считается, что наиболее аварийные водители — молодые люди с маленьким стажем, покупающие свой первый автомобиль. То есть если вам 22 года, водительский стаж пара лет и вы купили бюджетную иномарку за 500 — 700 тысяч, скорее всего вам придется платить запредельную стоимость каско, потому что вас автоматически посчитают аварийным водителем с высокими рисками\», — пояснил Дмитрий Рудаш. Но, по данным Raxel Telematics, более 40 процентов водителей до 25 лет со стажем до 5 лет ездят гораздо аккуратнее автовладельцев возраста 35+ с более чем 10-летним стажем. Доказать свое попадание в эти 40 процентов и получить гораздо более выгодное предложение можно только с помощью телематики.
Сейчас в России, по оценкам аналитиков, каско с телематикой пользуются менее 100 тысяч человек, то есть всего 1 — 2 процента всех покупателей каско. По прогнозам Raxel Telematics, число российских пользователей каско с телематикой к 2020 году превысит миллион человек.