Последняя капля
Проверки показывают, что на момент отпуска топлива с нефтеперерабатывающего завода (а все 33 НПЗ принадлежат крупным холдингам) оно, как правило, соответствует техрегламенту. \»Сбой\» возникает, когда бензин оказывается на нефтебазе.
Она приобретает, предположим, 100 тонн у крупного НПЗ и еще столько же — непонятного продукта у мини-НПЗ (их около 240), многие из которых уходят от контроля, заявляя, к примеру, что работают \»на экспорт\»: а раз так, техрегламент не обязателен, и контролерам на мини-НПЗ делать нечего. Далее две партии смешиваются в одном резервуаре, и смесь поставляется на АЗС с декларацией соответствия и паспортом качества, полученных с крупного НПЗ. Схема безотказна.
Таким образом, де-факто именно от нефтебаз зависит конечное качество бензина, но де-юре они не отвечают за безопасность выпускаемой на рынок продукции.
Контролеры приходят на АЗС, устанавливают факт нарушения, штрафуют владельца заправки, но дальше дело не идет — на нефтебазе говорят, что получили топливо с НПЗ с нормальными документами и просто его хранили. А на заводе проверка арбитражных образцов показывает, что все в норме. Получается замкнутый круг, и как возникли 200 тонн гремучей смеси, установить не удается.
Нефтебазы и сотрудничающие с ними мини-НПЗ при такой схеме имеют высокую маржу. А автовладельцы платят за это из своего кармана. Выявляемые нарушения на заправках в основном касаются физико-химических свойств — массовой доли серы и температуры вспышки топлива в закрытом тигле. Такие бензин и дизтопливо сокращают ресурс двигателя, кроме того, они опасны для окружающей среды.
Поэтому Росстандарт предлагает внести поправки в техрегламент по топливу, которые обяжут не только НПЗ, но и нефтебазы проводить испытания в аккредитованной лаборатории с внесением информации об этом в паспорт качества. Это должно минимизировать спрос нефтебаз на паленое топливо.
Поправки в техрегламент по топливу были одобрены профильной подкомиссией по техническому регулированию, которую возглавляет глава минпромторга Денис Мантуров. Чтобы они вступили в силу, их должно одобрить правительство, затем потребуется согласование с другими странами Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией.
На потребительских ценах новое регулирование не должно отразиться, следует из расчетов Росстандарта. Стоимость лабораторного исследования пробы из 700-тонного резервуара составляет около 20 тысяч рублей, что в пересчете на 1 литр бензина составит около 3 копеек.
В России более 2000 нефтебаз. Разумеется, кого-то из них необходимость подтверждать качество реализуемого топлива не остановит: на рынке оценки соответствия по-прежнему можно просто купить все необходимые бумаги. Но теперь появляется риск попасться и заплатить крупный штраф, а у владельцев сетей АЗС возникает стимул более ответственно подходить к выбору поставщиков.
Сейчас второй круг межведомственного согласования проходят поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливающие оборотные штрафы для всех участников цепочки оборота моторного топлива за несоответствие физико-химических характеристик. При повторном нарушении последует административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Поправки об этом были представлены еще весной и предполагали штрафы в размере от 10 до 15 процентов с оборота. Законопроект получил тогда отрицательное заключение минэкономразвития, которое посчитало ужесточение административной ответственности неэффективным, а проектируемые штрафы чрезмерными — в зависимости от оборота АЗС они могли бы составить до 200 миллионов рублей, что сопоставимо с годовой чистой прибылью компании, владеющей сетью из 10 АЗС.
Теперь размеры штрафа решено снизить до 1 процента от годовой выручки предприятия. Но штраф не должен быть меньше 500 тысяч рублей. Сейчас применяемый размер штрафов варьируется от 100 тысяч до миллиона рублей.
Штраф возьмут с оборота
читайте также
Алексей Абрамов, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:
Мы проработали вопрос об оборотных штрафах с предпринимательским сообществом, нам предъявили конкретные расчеты результативности АЗС, причем в разрезе разных населенных пунктов, регионов с разной плотностью населения. И мы согласились на существенное снижение штрафа, но посчитали, что все же гораздо эффективнее устанавливать его с оборота, а не в твердой сумме.
В уголовном законодательстве уже применяются достаточно высокие штрафы, которые делают экономически нецелесообразными определенные виды преступлений. То же самое необходимо использовать в административной практике. Оборотные штрафы, на мой взгляд, достаточно универсальный инструмент, в перспективе они могут применяться и в других секторах, где велика доля контрафактной продукции, не только на рынке моторного топлива.
Конечно, с точки зрения ведения бизнеса кажется, что это увеличение нагрузки. Но когда речь идет о бизнесе, который сознательно идет на нарушения, мы не можем считаться с такими незаконными интересами.
Поправки могут быть внесены при принятии нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, хотя, возможно, успеем их внести в действующий кодекс.