РОССИЙСКИМ ВОДИТЕЛЯМ НЕ ДАДУТ СПАТЬ ЗА РУЛЁМ

ВЕСТИ ФМ; 30.06.2014; РОССИЙСКИМ ВОДИТЕЛЯМ НЕ ДАДУТ СПАТЬ ЗА РУЛЁМ

Уснуть за рулём водителям не позволят тахографы. Они помогают контролировать соблюдение водителем режима труда и отдыха. Оснащение тахографами грузовиков и автобусов массой свыше 15 тонн начинается с 1 июля. Соответствующий приказ Минтранс издал летом 2013 года, а сейчас подошли сроки его практической реализации. Как установка тахографов повлияет на безопасность дорожного движения? С подробностями – корреспондент радио «Вести ФМ» Сергей Гололобов.

Задача тахографа – регистрировать время и скорость движения. Соответственно, изучив его электронные показания, можно понять, сколько водитель ехал, а сколько стоял, то есть отдыхал. Не переработал ли сверх положенного норматива. Тахограф давно и активно используется в развитых странах. Это непременный атрибут любого коммерческого автомобиля, говорит независимый автоэксперт, редактор сайта «Осипов.про» Андрей Осипов.

«Что же касается нашей страны, то у нас на законодательном уровне применение тахографов вводится только сейчас. Хотя теоретически большая часть транспортных предприятий уже оборудовала свои машины тахографами. Потому что это важно для того, чтобы определять нормы выработки того или иного водителя. Ведь зачастую зарплата водителя напрямую зависит от количества часов, проведённых водителем за рулём».

То есть в России тахографы нужны прежде всего руководству транспортных компаний. А вот контролирующие органы интереса к этим устройствам не проявляют. Между тем в той же Европе показаниями тахографа активно интересуется ещё и дорожная полиция, поясняет заместитель главного редактора журнала « За рулём» Вячеслав Субботин:

«Так происходит, скажем, в Германии, Голландии, Франции. Да где угодно. На стоянку подъезжает полицейский и прямо на стоянке может проверить все эти магнитные карты, которые существуют у каждого водителя: сколько он ехал. 8 часов ты ехал непрерывно? Во всяком случае, там есть непрерывное движение в течение нескольких часов. Ты должен проехать, например, 2-3 часа и 15 минут отдохнуть. Отработал смену 8 часов – будь добр 8 часов постоять. Если ты этого не сделал, существуют штрафные санкции».

Примерно так теперь будет и у нас. Если инспекторы ГИБДД и Ространснадзора остановят автобус или фуру и, изучив тахограф, определят переработку, то выпишут штраф. Какой, пока неясно. Но заплатить его должен будет владелец транспортного средства. И уже сам наказанный рублём хозяин выстроит график своих работников так, чтобы те успевали и план выполнить, и отдохнуть. А это крайне важно. Ведь ДТП по вине сонных водителей составляют примерно четверть от всех аварий тяжёлого автотранспорта, отмечает заместитель главного редактора журнала «Рейс» Николай Мордовцев:

«Не секрет, что многие водители умудряются ездить на автомобиле буквально круглосуточно. Причём я сам такой же. У меня бывало, что не вылезал из-за руля буквально по полтора суток. Так ли это было необходимо, это второй вопрос. Во всяком случае, для водителя, который работает на междугородных перевозках, когда он сам себе хозяин, идея навести какой-то порядок с режимом труда и отдыха, наверное, имеет смысл».

И навести порядок в этой сфере, по мнению Минтранса, позволит как раз установка тахографов. Правда, сразу же возникает вопрос: где конкретно будут отдыхать дальнобойщики, если их заставят это делать в обязательном порядке? Организованных стоянок на всех не хватит. И так приходится ожидать долгие часы до ночи, чтобы въехать, например, в Москву. Стоять на обочине – тоже не выход, констатирует Андрей Осипов:

«Вообще, на трассах у нас мест для отдыха маловато. Кроме того, не надо забывать о криминальной составляющей. Многие водители просто боятся останавливаться на ночлег, потому что опасаются каких-то грабежей по отношению у грузу и к себе лично. Поэтому они, как правило, ищут охраняемые стоянки».

Установка хорошего тахометра, по мнению экспертов, обойдется в 1-2 тысячи долларов на автомобиль. Скажется ли эта сумма на общей стоимости перевозок? Размышляет Вячеслав Субботин:

«Только первоначально. Вот установили. Его же не нужно менять миллион раз, ставить новый. Да, этот прибор будет проходить поверку в соответствующих надзирательных органах. Но это уже мелочи. То есть это первоначальные вложения, и на стоимости перевозок это ни коим образом не скажется».

Установка тахографов будет вводиться поэтапно. Так, к примеру, до 1 апреля нынешнего года приборы должны были появиться в машинах, перевозящих опасные грузы, а до 1 сентября – неопасные. В целом владельцы коммерческого транспорта должны завершить эту работу к январю 2018 года. Штраф за отсутствие тахографа – до 10 тысяч рублей.