Вводятся новые требования к применению автомобильных покрышек

Шина не катит
Вводятся новые требования к применению автомобильных покрышек
правила 
Текст: Владимир Баршев 
———————————————————————————
 
В январе вступают в силу ограничения по применению различных автомобильных шин. Готовиться к этому надо уже сейчас. Правила дорожного движения накладывают ограничения только по глубине протектора. Но есть и другие документы, которые регламентируют использование шин по сезону.
В первую очередь речь идет о техническом регламенте Таможенного союза \»О безопасности колесных транспортных средств\». Именно из него была взята классификация шин для правил. И именно в нем предусмотрен запрет использования летних покрышек в зимний период и шипованных летом. В соответствии с новыми правилами вводится ограничение на глубину протектора шины. Что считать изношенной покрышкой? Для летних шин показатель не изменился — 1,6 миллиметра. А вот для зимних он впервые появился — 4 миллиметра.
 
ГАИ обязали давать автошколам заключения, для которых нет закона 
Также техрегламент вводит запрет на эксплуатацию летних шин в зимний период. Запрещена также эксплуатация шипованных шин летом. Но эти ограничения в Правила дорожного движения не включены. То есть получается, что в России в следующем году можно будет безнаказанно ездить на шипах летом, а зимой на летней резине. Главное, чтобы глубина протектора соответствовала обозначенным стандартам.
Волна интереса наших законодателей к шинному вопросу возникла после того, как на трассе Москва — Санкт-Петербург образовалась пробка длиной несколько десятков километров. Фуры на резине, похожей на \»слик\» (шина без протектора вообще), пытались штурмовать обледенелую дорогу. Однако у них это не получилось. Но техрегламент устанавливает запрет на эксплуатацию летней резины зимой и шипованной летом только для легкового транспорта. А грузовики, фуры и автобусы вольны ездить на чем угодно, лишь бы глубина протектора соответствовала установленным нормам.
Да и за недостаточную глубину протектора водитель понесет наказание — 500 рублей штрафа по части 1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях.
Между тем в большинстве европейских стран введены ограничения на применение той или иной резины в зависимости от сезона. А в некоторых даже от погодных условий.
И это актуально. Сочетание мокрой дороги и изношенной резины очень опасная комбинация. Эксперимент, который провел один из крупнейших производителей шин на своем полигоне в финском городе Нокиа, наглядно показал, какую роль играет протектор для обеспечения безопасности. Ведь контакт с дорогой обеспечивается посредством шин через четыре пятна размером с ладонь. Так вот, на скорости 5 км/ч это пятно составляет 100 процентов. Но чем выше скорость, тем выше разница в пятне контакта. Для наглядности смотрите таблицу.
По данным финских, а также австралийских исследователей, почти в 60 процентах аварий виноваты именно шины. Поврежденные шины становятся виновницами каждой седьмой аварии. Почти 47 процентов ДТП из них приходится на изношенные шины. Более 30 процентов на шины, не подходящие по погодным условиям.
 
Будущих водителей будут готовить по-новому 
В России такие исследования не проводятся. В учетной карточке ДТП нет пункта, в котором бы описывалось состояние шин. Отдельно надо сказать о шипованных шинах. Напомним, что сейчас в Европе введены жесткие требования к ним. Шипы, какими бы нанотехнологичными ни были, все-таки выбивают из асфальта его куски. Поэтому ввели норматив, согласно которому на один погонный метр пробега не должно быть больше 50 шипов. Впрочем, допустим и другой вариант — если шипов больше, то шина не должна причинять дороге больший вред. В результате большинство производителей пошли по пути наименьшего сопротивления. То есть сократили количество шипов в шине. В среднем на одну шину приходится теперь около 100 шипов. И эти покрышки потеряли свое качество. Финская компания пошла по другому пути. Она даже увеличила количество шипов. На одну покрышку приходится теперь около 190 шипов. Однако она сумела доказать, что вред этими шипами наносится меньший. Сделано это за счет усовершенствования шипа: меньше вес, размер, на посадочном месте появилась подушка, которая убирает шип внутрь, когда он сделал свое дело… А для доказательства безопасности проводятся специальные тесты. Берутся небольшие гранитные блоки. Их вес известен. Они смачиваются, и по ним со скоростью 100 км/ч 100 раз проезжает автомобиль. Блоки снова взвешиваются. Разница в массе — это ущерб, причиненный дороге. Для доказательства результата постоянно проводятся специальные тесты.
В соответствии с техрегламентом Таможенного союза подобное ограничение ожидает и нас. Но с 2016 года. И количество шипов на погонный метр будет ограничено 60 штуками. Или доказательствами того, что вред от шины ниже. Допуск больше чем в Европе? Это помощь нашему производителю.
 
Опубликовано в РГ (Неделя) N6407 от 19 июня 2014 г.