\»Нельзя наказывать лошадь, которой в телегу кладут больше. чем положено

КОММЕРСАНТЪ-FM; 09.04.2014; «НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ЛОШАДЬ, КОТОРОЙ В ТЕЛЕГУ КЛАДУТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЛОЖЕНО»

«Нельзя наказывать лошадь, которой в телегу кладут больше, чем положено»

Глава РЖД предложил ввести обязательное взвешивание грузовых автомобилей. С таким предложением Владимир Якунин выступил на заседании коллегии Минтранса. Председатель Центрального совета межрегионального профсоюза водителей–профессионалов Александр Котов и руководитель госучреждения «Росдормониторинг» Константин Угаров побеседовали с ведущим Андреем Норкиным.

Якунин посетовал на плохое состояние российских автомобильных дорог. По его словам, сейчас многие грузовики ездят перегруженными, а это портит дороги, в частности, приводя к образованию колеи.

– Александр Владимирович, первый вопрос к вам как к человеку, профессионально занимающемуся перевозками: эти цифры, 70 т и 25 т, которые господин Якунин привел, соответствуют действительности?

А.К.: Первая цифра соответствует действительности. Возят 70 т и больше. Вторая цифра – 25 т – не соответствует действительности. Наверное, господин Якунин перепутал железные дороги с автомобильными. У нас максимальная разрешенная нагрузка на ось – 10 т.

– На самом деле, все еще хуже, чем он говорит?

А.К.: Да.

– Прекрасно. Константин Сергеевич, насколько это безобразие может действительно негативно влиять на дорожное покрытие?

К.У.: Проблема перегруза и весового контроля на дорогах в первую очередь всегда беспокоит именно автодорожников, которые в соответствии со своими задачами должны обеспечить нормативное состояние дорог. И это возможно только при ее нормативной эксплуатации. Должны все эксплуатироваться в соответствии с теми нормативами, под которые дороги рассчитаны. Особый разрушительный эффект имеют именно автомобили, которые двигаются с колоссальнейшим перегрузом.

Как сказал Александр Владимирович, совершенно правильно, у нас в Российской Федерации нагрузка на одиночную ось допускается 10 т. И под это построена основная сеть российских автомобильных дорог. Но, к сожалению, мы должны констатировать, что у нас, в зависимости от разных категорий транспортных средств, количество нарушителей составляет около 25-40% от потока. Система весового контроля существует в Российской Федерации, но, к сожалению, надо констатировать, что она не совсем эффективна вследствие разных причин несовершенства нормативов, взаимодействия контрольных органов, реформирования органов. И поэтому, конечно же, мы, Росавтодор и все региональные службы, большое внимание уделяем проблеме весового контроля.

– Александр Владимирович, допустим, будут приняты еще какие-то дополнительные меры, которые позволят контролировать нагрузку автомобилей. А на работе ваших коллег это как-то скажется? Я так понимаю, вы же не по собственной инициативе перегружаете машины?

А.К.: Дело в том, что нельзя наказывать ту лошадь, которой в телегу кладут больше, чем положено.

– Да, я тоже так думаю.

А.К.: Прежде всего, коммерсанты и владельцы груза заинтересованы, чтобы за меньшие деньги больший груз перевезти на то расстояние, которое им нужно. Поэтому и идет такой бешеный перегруз. Такого бешеного перегруза не было бы, если бы контролирующие органы, посты весового контроля, в том числе, и стационарные посты не были заточены на то, чтобы брать взятки, причем, в установленных размерах и с предоплатой, пожалуйста.

К.У.: Система весового контроля вследствие разных причин работает не совсем эффективно. И то, о чем сейчас сказал Александр Владимирович, конечно, одна из причин. Последние три года Росавтодор, а также к нам присоединяются уже и многие региональные дорожники, мы начинаем создавать систему пунктов весового контроля, оборудование которых может работать в автоматическом режиме и имеет фото- и видеофиксацию. О чем говорил Александр Владимирович, по поводу брать взятки, нечистоплотные сотрудники, которые стоят на пунктах весового контроля, – этот человеческий фактор мы исключаем из цепочки фиксации нарушений.

А по поводу перегруза: мы уже такую систему весового контроля в тестовом режиме эксплуатируем на дорогах федерального значения. В настоящий момент у нас уже 12 таких пунктов работают пока в тестовом, пилотном режиме. Мы их все объединили в единую систему мониторинга тяжеловесных транспортных средств. Данные пункты находятся в десяти регионах Российской Федерации, и мы можем говорить о некоторых усредненных фактах разрушительного воздействия перегруженных транспортных средств на дорогу и ее состояние. У нас по некоторым категориям транспортных средств количество нарушителей, двигающихся с нарушением установленных параметров, достигает 40-45%. Мы на основании определенных статистических данных, наработанных в соответствии с тем количеством транспортных средств, которые двигаются по дорогам, можем говорить о сотнях миллиардов рублей ущерба для государства при разрушающем воздействии на дороги.