Заседание коллегии Минтранс РФ….

17 декабря состоялось расширенное заседание Коллегии  Министерства транспорта РФ, на котором рассмотрен вопрос о реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года на региональном уровне

17 Декабрь 2013

 

Открывая заседание, Министр транспорта РФ Максим Соколов напомнил, что откорректированный вариант Транспортной стратегии летом т.г. был одобрен Правительством РФ. «В рамках этого решения отрабатываются вопросы, связанные с реализацией Стратегии на региональном уровне, — сказал Министр. — Развитие транспортного комплекса напрямую влияет на социально-экономическое развитие регионов, промышленности, и всегда является одним из важнейших факторов роста уровня и качества жизни людей. Поэтому сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры страны является одной из главных государственных задач».

М. Соколов отметил, что реализация инфраструктурных проектов в регионах будет учитываться при формировании государственных и федеральных целевых программ развития. Так, например, при корректировке в государственную Программу развития транспортной системы до 2020 года будут положены не только отраслевые, но и региональные задачи по развитию транспортной инфраструктуры. «Транспортная стратегия должны стать инструментом реализации в целом федеральной транспортной политики, а также одним из основных источников формирования направлений для развития уже конкретных отраслей и транспортного комплекса страны», — заявил Министр.

С докладом «Формирование региональных транспортных стратегий в увязке с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года» выступил заместитель Министра транспорта РФ Алексей Цыденов. Он отметил, что одним из механизмов реализации Стратегии является разработка региональных транспортных стратегий и программ развития транспорта, а также их увязка с Транспортной стратегией Российской Федерации.

«Отраслевые региональные стратегии и программы должны быть приведены в соответствие с обновленной Транспортной стратегией по целям, задачам, индикаторам и мероприятиям. Результатом этих работ должен стать согласованный стратегический план развития транспортной системы, предусматривающий реализацию мероприятий различных программ с учетом интересов всех заинтересованных сторон и четким разделением ответственности между органами государственной власти различных уровней, государственными и частными инвесторами, а также субъектами транспортного комплекса», — сказал А. Цыденов. При этом он отметил, что необходимость такой увязки связана с тем, что ряд задач по достижению запланированных целевых индикаторов Транспортной стратегии требует комплексного подхода, предусматривающего планирование сбалансированного развития транспортной инфраструктуры как федерального, так и регионального, и даже муниципального уровня.

А. Цыденов более подробно остановился на целях Транспортной стратегии. В рамках достижения такой цели, как формирование единого транспортного пространства, будут проектироваться и строится скоростныеавтомобильные дороги и ликвидироваться «узкие» места на железнодорожной инфраструктуре общего пользования, что позволит не только повысить мобильность населения, но и повысить загрузку грузовых линий и обеспечить движение ускоренных контейнерных поездов.

Предусматривается переход от моноцентрической структуры транспортной сети, замкнутой на Москву, к более эффективной сетевой конфигурации. Такая структура может быть полностью сформирована только с привлечением регионов, поскольку связана с реконструкцией и развитием региональных транспортных систем и инфраструктуры.

Планирование развития транспортной инфраструктуры предполагается осуществлять на основе транспортно-экономического баланса, который должен формироваться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Важной задачей на стыкующихся направлениях является также обеспечение баланса нормативного содержания сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения. По словам А. Цыденова, в автодорожном комплексе будет соблюдаться разумный баланс между потенциалом дорожной сети и ростом автомобильного парка, прежде всего, в крупных городах. Развитие транспортных систем крупных городских агломераций в обновленной стратегии становится важным сегментом государственной транспортной политики, которая должна объединить и скоординировать действия федеральных, региональных и муниципальных органов.

Предполагается модернизация инфраструктуры морских портов с созданием так называемых «эшелонированных портов» на Таманском полуострове, в Усть-Луге, Новороссийске, интегрирующих в себя удаленные железнодорожные узлы и транспортно-логистические комплексы, которые возводятся, как правило, частными инвесторами при взаимодействии с региональными властями.

Будет увеличен объем использования внутренних водных путей посредством переключения части сезонного грузопотока в регионах с автомобильного и железнодорожного транспорта. Все эти мероприятия позволят повысить коммерческие скорости доставки грузов железнодорожным транспортом – на 30%, внутренним водным транспортом – почти на 60%, автомобильным транспортом – практически в 2 раза.

Предусматривается, что значительная часть комплексных мероприятий по увеличению производительности транспортных систем должна быть осуществлена с использованием механизмов комплексной увязки мероприятий всех уровней.

Для обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок будут обеспечены транспортные нужды добывающих отраслей, включая экспорт энергетических и прочих сырьевых ресурсов, а также освоение новых месторождений полезных ископаемых. Задачи ускоренного развития экономики Сибири и Дальнего Востока, а также снятия инфраструктурных ограничений для реализации стратегий развития ключевых отраслей промышленности могут быть решены в рамках инновационного сценария развития транспортного комплекса.

Планируется реализовать масштабные проекты по модернизации БАМа и Трансиба, развитию Северного морского пути и ряду других.

В результате достижения цели по инновационному сценарию коммерческая скорость товарных потоков, а также предсказуемость работы транспортных систем по времени выйдет на уровень развитых стран, отметил А. Цыденов. Будет стимулироваться обновление подвижного состава, создание сетей транспортно-логистических центров, развитие мультимодальных перевозок с системами управления в цепях поставок. Все эти задачи должны найти отражение в региональных транспортных стратегиях, синхронизированных с федеральной Транспортной стратегией.

Для обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами впервые предусмотрено регулирование вопросов, связанных с функционированием и развитием городских агломераций. Будет снята острота транспортных проблем крупнейших городских агломераций – Московского, Санкт-Петербургского, Екатеринбургского, Пермского и других транспортных узлов, а также проблем транспортной доступности удаленных регионов. Предусматривается принципиальное увеличение территориальной связности страны, улучшение доступности центров социально-экономического развития с использованием видовых преимуществ каждого из магистральных видов транспорта.

Получит широкое внедрение и использование спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в интересах навигационно-связного обеспечения транспортного комплекса и повышения уровня транспортной безопасности. По словам А. Цыденова, уже сейчас во многих субъектах Российской Федерации, при координации работ Минтрансом России приняты региональные программы внедрения навигационно-информационных технологий, которые системно и четко увязаны с программно-целевыми документами федерального уровня по внедрению технологий ГЛОНАСС в экономике страны. Как результат – в регионах созданы унифицированные и увязанные по целям и задачам Региональные навигационно-информационные центры.

Также будут активно внедряться интеллектуальные транспортные системы, повышающие эффективность использования существующей транспортной инфраструктуры и общественного транспорта, а также являться локомотивом внедрения передовых транспортно-логистических технологий.

Для обеспечения интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны будут выполнены ключевые мероприятия по реализации конкурентного потенциала России в сфере транзита и экспорта транспортных услуг. Задача развития международных транспортных коридоров потребует комплексной увязки федеральной и региональной транспортной инфраструктуры и должна быть детально спланирована с привлечением регионов — в рамках разработки региональных транспортных стратегий. При это важное значение при этом будет иметь увязка развития транспортной инфраструктуры соседних регионов, отметил А. Цыденов.

Он также подчеркнул, что важными являются такие цели как обеспечение безопасности и снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду. Реализация этих целей возможна только при синхронизации работы с регионами.

В заключение А. Цыденов отметил, что Транспортная стратегия не может быть реализована в отрыве от регионов, без согласования целей и задач их транспортной политики, а также выполняемых мероприятий по времени и параметрам реализации. С целью методического обеспечения создания согласованной системы региональных транспортных стратегий Минтрансом создан методологический центр на базе подведомственного государственного предприятия «Научного центра по комплексным транспортным проблемам Минтранса России». В настоящее время при участии отраслевого научного центра ФГУП «НЦКТП» и с участием Российской академии транспорта разрабатываются методические рекомендации по разработке и реализации региональных транспортных стратегий. После утверждения они будут направлены в регионы. В них будет дана: типовая структура региональной транспортной стратегии; рекомендации по параметрам оценки текущего и прогнозного состояния транспортной системы региона; типовая целевая модель, которая будет сопоставима с целевой моделью Транспортной стратегии Российской Федерации; рекомендации по целевым индикаторам, рекомендации по задачам, а также по основным направлениям и мерам транспортной политики; рекомендации по формированию финансовых моделей реализации мероприятий и проектов региональных стратегий, в том числе, на основе механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Предусматривается подготовка регламентов согласования региональных транспортных стратегий с Транспортной стратегий Российской Федерации по необходимым параметрам.