ФУРЫ НАГРУЗИЛИ БУМАЖКАМИ. НОВЫЙ ФОРМАТ ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ ВЫЗВАЛ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО НА РЫНКЕ
Новые правила заполнения транспортной накладной создали сложности для рынка автомобильных перевозок.
Теперь необходимо указать в документе всех участников процесса, что не всегда возможно. В результате создаются налоговые риски. Игроки пока не могут оценить масштаб потенциальных потерь, однако, по их мнению, новый порядок приведет к сокращению числа участников транспортной цепочки. Это, в свою очередь, снизит возможности перевозчиков, поскольку им будет сложнее быстро привлекать транспорт у других компаний.
С 1 января вступили в силу новые правила перевозок грузов автомобильным транспортом, в частности были внесены изменения в форму товарно-транспортной накладной (ТТН). Как рассказали участники рынка, с ее заполнением уже возникли сложности.
В накладную добавлена возможность внести отметку о том, что лицо является экспедитором, которая должна быть обязательно сделана, если накладная заполняется именно им. Таким образом, экспедитор, в соответствии с новой формой накладной, отнесен к грузоотправителям, а ранее указывался как перевозчик. Соответственно, в случае нарушений при заполнении документа ответственность на экспедитора может быть наложена именно как на отправителя груза, что существенно повышает для него риски, в том числе и привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства.
В сделках с большим количеством участников нет возможности отразить всех в документе. В результате часть участников не включается в ТТН, и единственным документом, подтверждающим выполнение услуги (для отнесения издержек на затраты), остаются договоры, что, безусловно, может вызвать налоговые риски.
Часть крупных грузоотправителей уже предъявляют новые требования к оформлению документации, но, скорее, пока в формате диалога и консультаций по правилам заполнения, так как у рынка в целом нет финальной четкой картины.
Вступление в силу новых правил осложнило процесс оформления транспортных накладных. У игроков рынка много вопросов об использовании новой формы и они ждут разъяснений ФНС и Минтранса.
Масштаб налоговых рисков и возможных потерь для отрасли участники рынка пока оценить не берутся, но потенциально он велик. В первую очередь, изменения приведут к сокращению количества участников в сделках, что не всегда хорошо.
Например, в отраслях, где есть большое колебание спроса (ритейл, ecommerce), зачастую возникает потребность в доставке груза через несколько часов после формирования его на складе. И если заказчик работает только с ограниченным кругом крупных транспортных компаний, то существуют высокие риски, что у тех в моменте» не окажется готового транспорта в нужном регионе.
Заказчик мог нанять экспедитора, который привлечет транспорт от других контрагентов. Теперь такие сделки будут существенно затруднены, так как в базовом варианте транспортная компания может привлечь на подряд только собственника транспорта, что не всегда возможно. Основные риски возникают потому, что в транспортной накладной смешиваются отношения, которые регулируются договором перевозки груза, с элементами договора транспортно-экспедиторского обслуживания. Кроме того, вводятся новые понятия, определений которых нет в транспортном праве. Например, лицо, от которого забирается груз.
А кто же тогда грузоотправитель? Результат: из-за возможной путаницы резко повышаются риски участников транспортной цепочки, касающиеся сохранности груза, и риски переквалификации услуги ФНС с незачетом расходной части. Наиболее очевидным путем устранения рисков, безусловно, является недопущение нарушений самим экспедитором. Помимо электронного документооборота сохраняется возможность использования накладных на бумажных носителях, а определить достоверность сведений, которые в них указаны, куда сложнее.