У ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ОТКРУТИЛИСЬ ГАЙКИ. СТРАХОВЩИКИ ПРОГНОЗИРУЮТ НЕХВАТКУ ПУНКТОВ ТО ЧЕРЕЗ 1,5 МЕСЯЦА

В марте может возникнуть дефицит операторов технического осмотра. Такой сценарий вступления законодательства о техническом осмотре предполагает Российский союз автостраховщиков (РСА) в связи с вступлением в силу нового законодательства в области ТО и новых правил для операторов.

РСА уже направил губернаторам письма с просьбой проверить пункты технического осмотра. Подобные опасения ранее разделяла и ГИБДД. В Министерстве экономики заверили, что «коллапса» не будет.
Участники рынка обвиняют в сложившейся ситуации РСА и Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая обещала пересмотреть тарифы на технический осмотр, но так этого и не сделала. По данным РСА, в реестр союза включено чуть более 5 тыс. аккредитованных операторов техосмотра, при этом у 659 из них действие аттестата приостановлено из-за нарушений. В конце 2020 года РСА направил компаниям запросы о готовности работать по новым правилам с 1 марта 2021 года. На запрос РСА ответили около 2,5 тыс. компаний, 85% из которых заявили о готовности работать по новым правилам, но по остальным информации нет.
Союз также направил главам всех регионов РФ письма с просьбой проверить работу операторов и рекомендации РСА. Там напоминают, что именно субъекты обязаны, согласно 170-ФЗ, «принимать меры по организации проведения технического осмотра на территории субъекта». Сказать, что в каком-то регионе будет не хватать пунктов ТО, к ним выстроятся очереди, а это потянет сбои в продаже полисов, нельзя, поскольку сейчас таких жалоб со стороны автовладельцев не поступает. Но риск такого сценария существует, в связи с этим РСА обратился к губернаторам. Мы надеемся, что они все меры для недопущения дефицита пунктов ТО примут.
Опасения в сентябре 2020 года на закрытом совещании в РСА высказывало и руководство ГИБДД. 5 тыс. операторов для 58 млн. транспортных средств – это мало.
К дефициту операторов могут привести и низкие цены на технический осмотр. Региональные власти устанавливают предельные тарифы по методике Федеральной службы по тарифам 2012 года (ведомство ликвидировано в 2015 году, его функции перешли Федеральной антимонопольной службе (ФАС), документ давно признан экспертами и бизнесом устаревшим.
В среднем тариф составляет 450-500 руб., что не позволяет окупить оборудование и помещения, особенно в городах-миллионниках, где высокие ставки аренды. В июле 2020 года ФАС пообещала представить актуализованную методику, но этого не произошло. В настоящее время ФАС продолжает работать над проектом документа, о его деталях говорить пока преждевременно. В Минэкономики (ведомство готовило пакетный законопроект о реформе ТО) опасений РСА не разделяют. Вступление в силу с 1 марта изменений в закон, предусматривающих комплексную реформу ТО, не вызовет коллапса в отрасли и дефицита операторов.
В министерстве напомнили, что до 1 марта 2021 года будет действовать переходный период, в течение которого операторы должны пройти процедуру подтверждения соответствия новым требованиям. Со временем на место ушедших с рынка недобросовестных операторов придут новые, соответствующие требованиям.
РСА все эти годы не предпринимал никаких действий для развития отрасли, в итоге честные операторы испытывают проблемы, а жулики безнаказанно продолжают разваливать технический осмотр. Союз опасается за интерес автостраховщиков, ведь не будет ТО, не будет и продаж ОСАГО.
В РСА также боятся не справиться со своими полномочиями, ведь нужно будет проводить в среднем по 20 выездных проверок в день на протяжении года. Для такой работы нужна армия обученного персонала, нужны рабочие места, оборудование, операционный и бухгалтерский учет. Для выполнения новых требований (к помещениям, оборудованию, фотофиксации, подключению к новой информационной системе технического осмотра МВД и т. п.) нужно дополнительно инвестировать несколько сотен тысяч рублей в бизнес, от которого по нынешним расценкам даже в Москве будут убытки.
Откровенное жулье, торгующее картами, в марте начнет уходить с рынка, это коснется 20-30% портфельных операторов, не проводящих реального технического осмотра. Поэтому какой-либо коллапс вряд ли произойдет.
Помимо новых тарифов нужно также исключать РСА из процесса организации технического осмотра, считают эксперты. Именно благодаря союзу рынок наводнился огромным количеством брокеров и агентов, торгующих диагностическими картами.
Ситуация с дефицитом операторов вполне ожидаемая, с учетом того что государство операторам в пандемию помощи не оказало, говорит знакомый с ситуацией источник, хотя они об этом и просили в коллективном письме президенту Владимиру Путину и премьеру Михаилу Мишустину 26 июня. Часть компаний закрылись, у других не осталось денег на приведение технической базы в соответствие с новыми правилами.