Проект приказа Министерства транспорт РФ…

                                                                ПРИКАЗ  
Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и 
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также порядок прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки указанными работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств
 
В соответствии с пунктом 5.2.10.3. Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612, N 24, ст. 2601, N 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 740, N 11 (ч. 1), ст. 1029, N 17, ст. 1883, N 18, ст. 2060, N 22, ст. 2576, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378, N 4, ст. 506, N 6, ст. 738, N 13, ст. 1558, N 18 (ч. 2), ст. 2249, N 32, ст. 4046, N 33, ст. 4088, N 36, ст. 4361, N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 650, ст. 652, N 11, ст. 1222, N 12, ст. 1348, N 13, ст. 1502, N 15, ст. 1805, N 25, ст. 3172, N 26, ст. 3350, N 31, ст. 4251; 2011, N 14, ст. 1935, N 26, ст. 3801, ст. 3804, N 32, ст. 4832, N 38, ст. 5389, N 46, ст. 6526, N 47, ст. 6660, N 48, ст. 6922; 2012, N 6, ст. 686, N 14, ст. 1630, N 19, ст. 2439), приказываю:
Утвердить прилагаемые профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также порядок прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки указанными работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств.
 
Министр                                                                                               М.Ю. Соколов 
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России 
от _______________№ ____ 
 
 
Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также порядок прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки указанными работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств 
 
I. Общие положения 
1.1 Профессиональные и  квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее  — Требования), а также порядок прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки указанными работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (далее – Порядок профотбора), подготовлены в соответствии пунктом 5.2.10.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации»1.
1.2 Настоящие Требования и Порядок устанавливают уровень знаний и умений работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также критерии компетентности работников, необходимые для выполнения ими своих профессиональных обязанностей, связанных с движением транспортных средств.
1.3 Требования и Порядок распространяются на все предприятия и организации независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, а также индивидуальных предпринимателей.
1.4 Профессии и должности работников, применительно к которым устанавливаются Требования:
профессии, непосредственно связанные с управлением автотранспортными средствами;
должности, непосредственно связанные с управлением движения автотранспортных средств;
должности, в обязанности которых входят работы по контролю технического состояния транспортных средств;
должности, на которые возложена ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения.
1.5 Требования к профессиям, непосредственно связанным с управлением автотранспортными средствами, заключаются в выполнении ими обязанностей по управлению транспортным средством, а также перевозке пассажиров и грузов. Перечень профессий, непосредственно связанных с управлением автотранспортными средствами, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации  от 19.01.2008 г. № 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств» (далее — водители).
1.6 Требования к должностям, непосредственно связанным с управлением движения автотранспортными средствами, заключаются в выполнении ими обязанностей по диспетчеризации автомобильных перевозок. Перечень должностей, непосредственно связанных с управлением движения автотранспортных средств устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 г. № 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств» (далее — диспетчеры).
1.7 Требования к должностям, в обязанности которых входят работы по контролю технического состояния транспортных средств, заключаются в выполнении ими работ, связанных с предрейсовой или послерейсовой проверкой технического состояния транспортных средств (далее – контролер технического состояния транспортных средств).
1.8 Требования к должностям, на которые возложена ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения заключаются в выполнении ими работ, связанных с организацией мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (далее – ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения).
1.9 Профессиональный отбор проводится работодателем с целью привлечения к выполнению обязанностей, связанных с движением транспортных средств, работников имеющих необходимый уровень компетенции, необходимый для безопасной эксплуатации подвижного состава.
1.10 Порядок профотбора распространяется на профессии и должности, перечисленные в пунктах 1.5, 1.6, 1.7 настоящего Приказа.
 
II. Требования к водителям
 
2.1 Требования к водителям легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и трамвая устанавливаются соответствующими профессиональными  стандартами утвержденными Министерством труда Российской Федерации.
2.2 Водители, перевозящие опасные грузы, в дополнение к требованиям указанным в пункте 2.1 настоящего Приказа:
должны знать:
общие требования, регулирующие перевозку опасных грузов; 
основные виды опасности и классификацию опасных грузов;
транспортно-сопроводительные документы при перевозке опасных грузов;
маркировку, знаки опасности, информационное табло и информационные таблицы;
требования к конструкции транспортного средства, а также назначение и способы эксплуатации технического оборудования, установленного на транспортных средствах;
обязанности и ответственность водителя при перевозке опасных грузов, а также гражданскую ответственность водителя;
организацию перевозки опасных грузов;
меры предосторожности, принимаемые при погрузке, разгрузке и обращении с опасными грузами;
превентивные меры и меры по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов;
меры, принимаемые в случае аварии.
должны уметь:
оказывать первую медицинскую помощь в случае инцидента с перевозимым  опасным грузом;
осуществлять погрузку, разгрузку транспортного средства перевозящего опасный груз;
использовать средства тушения пожара;
принимать меры по локализации или ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия с перевозимым опасным грузом.
2.3 Водители, перевозящие детей в дополнение к профессиональным и квалификационным требованиям, перечисленным в пункте 2.1 настоящего Приказа:
должны знать:
правила перевозки детей;
транспортно-сопроводительные документы при перевозке детей;
особенности конструкции транспортного средства перевозящего детей;
обязанности и ответственность водителя при перевозке детей. Гражданская ответственность водителя;
организацию перевозки детей;
меры предосторожности, принимаемые при перевозке детей.
должен уметь:
осуществлять безопасную посадку, высадку и перевозку детей.
2.4 Водители, управляющие транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, в дополнение к профессиональным и квалификационным требованиям, перечисленным в пункте 2.1 настоящего Приказа:
должны знать:
нормативно-правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;
основы психологии и этики водителя;
технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств, оборудованных устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
нормативно-правовые документы по пользованию средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
теоретические основы безопасного управления транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, в различных условиях.
должны уметь:
пользоваться средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
управлять транспортным средством оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, в различных условиях.
2.5 Водители, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, в дополнение к профессиональным и квалификационным требованиям, перечисленным в пункте 2.1 настоящего Приказа:
должны знать:
основы правовых норм, регламентирующих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении;
методы государственного регулирования и контроля транспортной деятельности, порядок лицензирования и допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок;
нормативные правовые акты, регламентирующие технические требования к транспортным средствам;
экологические требования к транспортным средствам, осуществляющим международные перевозки;
безопасное размещение и крепление грузов;
режим труда и отдыха водителей;
порядок получения виз и оформления заграничных паспортов при осуществлении автомобильных перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении;
особенности обеспечения безопасности международных автомобильных перевозок особых видов грузов, процедуры заполнения таможенной документации;
порядок оформления документации при прохождении таможенного и других видов контроля;
места, виды и методы проведения транспортного контроля;
страхование при выполнении международных автомобильных перевозок.
должны уметь:
применять правовые нормы, регламентирующие перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении;
применять нормативные правовые документы по безопасности дорожного движения;
безопасно размещать и крепить различные грузы;
использовать в работе различные типы тахографов;
проходить таможенные процедуры при организации перевозки различных видов грузов;
применять этические нормы при перевозке пассажиров.
2.6 Водители, осуществляющие перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также водители осуществляющие сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, в дополнение к профессиональным и квалификационным требованиям, перечисленным в пункте 2.1 настоящего Приказа:
должны знать:
основы правовых норм, регламентирующих перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
методы государственного регулирования и контроля перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
нормативные правовые акты, регламентирующие технические требования к транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
особенности безопасного размещения и крепления крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
особенности обеспечения безопасности перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
разрешительную систему при организации перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
места, виды и методы проведения транспортного контроля.
должны уметь:
применять правовые нормы, регламентирующие перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
применять нормативные правовые документы по безопасности дорожного движения;
безопасно размещать и крепить крупногабаритные и тяжеловесные грузы.
 
III. Требования к диспетчерам
 
3.1 Диспетчер при выполнении своих обязанностей:
должен знать:
основы транспортного законодательства; 
основы трудового законодательства;
постановления, распоряжения, приказы вышестоящих организаций, нормативные документы по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;
порядок  оформления  и  обработки  путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;
схему дорог и их состояние;
адреса организаций и режим их работы в районе обслуживания;
требования по технической эксплуатации автомобилей;
положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей;
тарифы и правила их применения;
основы экономики, организации труда и производства;
расстояния перевозок, маршруты и характер дорожных условий;
расписания движения и остановочные пункты;
маршрутную сеть и условия движения,  обеспечивающие  безопасность перевозки;
правила  и   нормы    охраны    труда,    техники   безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
должен уметь:
организовывать  и  контролировать  работу  водителей  автомобилей  и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;
принимать   необходимые   меры  по   обеспечению  безопасности движения автомобилей;
инструктировать водителей об условиях и  особенностях  перевозок на  маршрутах,  уделяя  при  этом особое внимание состоянию  дорог, особенностям   движения   на  отдельных   участках   в  конкретных метеорологических условиях;
поддерживать постоянную связь с клиентурой, погрузочно-разгрузочными пунктами для обеспечения согласованного оперативного руководства перевозками;
принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев автомобилей;
заполнять,   выдавать   и   принимать  путевые  листы  и  другие документы,  отражающие  выполненную  водителями  работу,  проверять правильность их оформления;
рассчитывать  в  путевых  листах   соответствующие   технико-эксплуатационные показатели;
анализировать  качество  выполнения водителями  сменных заданий, регистрировать задания и заявки на перевозки;
составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
координировать работу автотранспорта с другими видами транспорта;
принимать меры по включению резервных автомобилей  в движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
проверять правильность  оформления документов по  выполненным перевозкам, координировать работу автотранспортных  средств сторонних предприятий;
обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать  меры   по оперативному   устранению  сбоев  транспортных процессов, сверхнормативных простоев  в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по  загрузке  порожних  автомобилей в попутном направлении;
осуществлять оперативный учет, контроль  и анализ результатов работы   автотранспортных  средств   и  погрузочно-разгрузочных механизмов  предприятий  и  организаций, контролировать состояние подъездных путей,  а  также  соблюдение  водителями транспортной дисциплины;
организовать в необходимых случаях  оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.
3.2 Требования к квалификации:
Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 6 месяцев.
 
IV. Требования к контролеру технического состояния транспортных средств
 
3 .1 Контролер технического состояния транспортных средств при выполнении своих обязанностей:
должен знать:
нормативно-правовые акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;
правила дорожного движения и техники безопасности на автомобильном транспорте;
перспективы технического развития предприятия;
устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств и прицепов; 
правила и технические требования, предъявляемые к транспортным средствам, возвратившимся с линии и после проведения ремонта их узлов и агрегатов;
оформление рекламационных документов на качество технического обслуживания транспортных средств, ремонта узлов и агрегатов;
основы экологического и трудового законодательства;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
должен уметь:
контролировать и проверять техническое состояние автотранспортных средств и прицепов, возвращающихся с линии, а также после технического обслуживания и ремонта на места стоянок;
осуществлять контроль, за графиками проведения технического обслуживания и плановых ремонтов подвижного состава;
оформлять установленную техническую и нормативную документацию на повреждения и заявки на ремонт или устранение неисправностей с их соответствующей регистрацией;
обеспечивать соблюдение норм расхода эксплуатационных материалов;
организовать доставку транспортных средств с линии (с объектов работ) на места стоянок, в случаях аварии или дорожно-транспортных происшествий.
4.2 Требования к квалификации:
среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 6 месяцев.
 
V. Требования к ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения
 
4 .1 Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения при выполнении своих обязанностей:
должен знать:
законодательные и нормативно правовые акты РФ, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, нормативно-правовые акты федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития экономики и автомобильного транспорта;
методические и нормативные материалы, касающиеся деятельности автомобильного транспорта;
основы транспортного законодательства;
основы трудового законодательства; 
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности движения и противопожарной защиты;
назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
требования по технической эксплуатации транспортных средств;
методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
особенности организации перевозок в обслуживаемом регионе;
порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
порядок заключения и исполнения гражданско-правовых договоров;
конъюнктуру рынка транспортных услуг;
экономику, организацию производства, труда и управления;
порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности автотранспортного предприятия;
организацию оплаты и стимулирования труда;
порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров.
должен уметь:
разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;
анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, совершенных водителями предприятия, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;
осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД Российской Федерации;
разрабатывать или участвовать в разработке проектов приказов, указаний и других документов предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения;
организовывать агитационно-массовую работу по безопасности движения в коллективе (проведение лекций, докладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ специальных фильмов и т.д.);
информировать водительский состав, инженерно-технических работников, руководство предприятия о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также выявлять нарушения установленных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанные с недостатками в работе предприятия;
контролировать допуск водителей к управлению только теми транспортными средствами, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
контролировать прохождение водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, и соблюдение установленных сроков медицинского переосвидетельствования;
организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств с учетом дорожных, и климатических условий;
контролировать соблюдение водителями режима их труда;
организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;
организовать работу кабинета (класса) безопасности движения по плану, утвержденному руководителем предприятия (хозяйства) и оборудовать его в соответствии с методическими указаниями;
организовывать работу аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей и инженерно-технических работников предприятия.
5.2 Требования к квалификации:
высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.
 
VI. Порядок профотбора водителей
 
5 .1 На должность водителя назначаются лица при условии:
6.1.1 наличия у них Российского национального водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;
6.1.2 наличия документа, подтверждающего прохождение профессионального обучения водителя соответствующей категории транспортного средства;
6.1.3 наличия документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования (ссылка);
6.1.4 соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок:
6.1.4.1 при перевозке опасных грузов:
— наличие у водителя документа, подтверждающего прохождение обучения по утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации программам подготовки (переподготовки) водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов;
— наличие документа подтверждающего, что водитель управлял транспортным средством соответствующей категории последние три года.
6.1.4.2 при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов:
—  для водителя, осуществляющего перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов наличие документа подтверждающего стаж работы на транспортных средствах соответствующей категорий не менее трех лет;
— для водителя сопровождающего транспортное(ые) средство(а) осуществляющее(ие) перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, наличие документа подтверждающего стаж работы не менее пяти лет на транспортном средстве соответствующей категории, на котором осуществляется сопровождение.
6.1.4.3 при перевозке пассажиров в Российской Федерации:
— междугородние перевозки, перевозки детей до 16 лет – наличие документа подтверждающего, что водитель управлял транспортным средством соответствующей категории последние три года.
6.1.4.4 при управлении транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов:
— наличие документа подтверждающего прохождение обучения по примерным программам, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
— наличие стажа управления транспортными средствами соответствующей категории как оборудованными, так и не оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, не менее 1 года.
6.1.4.5 при международной перевозке пассажиров и грузов:
6.1.4.5.1 при перевозке грузов:
— для водителей, занятых в перевозках грузов, установлен минимальный возраст – 18 лет;
— наличие удостоверение о профессиональной пригодности, подтверждающее окончание ими курсов подготовки водителей транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов в международном сообщении, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
6.1.4.5.2 при перевозке пассажиров:
— наличие удостоверения о профессиональной пригодности, которое подтверждает, что он окончил курсы подготовки водителей транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров в международном сообщении утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
— наличие стажа работы не менее трех лет в качестве водителя транспортных средств, предназначенных для пассажирских перевозок в междугороднем сообщении.
6.1.5 прохождение стажировки в следующем порядке:
6.1.5.1 Общие положения
6.1.5.1.1 Стажировка проводится на транспортных средствах того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.
6.1.5.1.2 Стажировка проводится под руководством водителя-наставника, который подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах, трамваях и троллейбусах не менее 5 лет, такси и грузового автомобиля — не менее 3 лет, не допускавшего за последние три года нарушений правил дорожного движения, не совершившего за указанный период дорожно-транспортных происшествий по своей вине, прошедшего предварительную подготовку в образовательном учреждении и имеющего свидетельство на право стажировки водителей.
6.1.5.1.3 Работодателем ведется документальный учет проведенных стажировок.
6.1.5.2 Стажировка водителей такси, впервые нанимаемых в качестве водителя или имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, включает:
вождение легкового такси без пассажиров под руководством водителя-наставника — 1 день;
вождение легкового такси с пассажирами под руководством водителя-наставника – 2 дня.
6.1.5.3 Стажировка водителей грузовых автомобилей.
Водители грузовых автомобилей, впервые назначаемые на работу или имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, проходят стажировку сроком до 1 месяца.
Водители грузовых автомобилей, переведенные с одного типа подвижного состава на другой, проходят стажировку в объеме не менее 16 часов (при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов — не менее 32 часов).
6.1.5.4 Категории и стажировка водителей автобусов, трамваев и троллейбусов.
6.1.5.4.1 Общие требования к стажировке 
6.1.5.4.1.1 Стажировка водителей автобусов, трамваев и троллейбусов включает предмаршрутную стажировку и стажировку на маршруте в условиях реального движения.
6.1.5.4.1.2 Предмаршрутная стажировка включает теоретические занятия в классе, практические занятия в тренажерном классе (при отсутствии тренажеров в предприятии занятия проводятся с использованием автобуса с вывешенным передним мостом) и на учебной площадке. Под учебной площадкой понимается площадка минимальным размером 100×50 м с простейшим разметочным оборудованием. В условиях сельской местности допускается использование любой другой площадки, позволяющей осуществлять проведение предмаршрутной стажировки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
6.1.5.4.1.3 Целью предмаршрутной стажировка является выявление и устранение пробелов в знаниях, совершенствование и закрепление умений и навыков, необходимых водителю для безопасного, экономичного и комфортного управления автобусом.
6.1.5.4.1.4 Теоретические занятия проводятся водителями-наставниками и работниками службы безопасности движения. Практические занятия проводятся водителями-наставниками.
При проведении теоретических и практических занятий водитель-наставник руководствуется программой стажировки для данной категории лиц, а также соответствующими методическими пособиями и указаниями.
По окончании теоретических и практических занятий водитель-наставник совместно с работником службы безопасности движения проводят контрольные проверки теоретической и практической подготовки стажеров.
6.1.5.4.1.5 Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом, трамваем и троллейбусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.
Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.
Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию.
6.1.5.4.2 Категории стажеруемых водителей и объем стажировки.
6.1.5.4.2.1 Категория 1: водители, имеющие водительское удостоверение кат «D» и (или) «D1» и ранее не работавшие в качестве водителя, проходят стажировку в объеме 224 часов, из них 61 час – предмаршрутная стажировка, 163 часа – маршрутная стажировка.
6.1.5.4.2.2 Категория 2: водители, имеющие водительское удостоверение одной из следующих кат «В», «С», «С1», а также кат «D» и (или) «D1», и ранее не работавшие в качестве водителя, проходят стажировку в объеме 102 часов, из них 30 часов – предмаршрутная стажировка, 72 часа – маршрутная стажировка.
6.1.5.4.2.3 Категория 3: водители, имеющие водительское удостоверение одной из следующих кат «В», «С», «С1», а также кат «D» и (или) «D1», и ранее не работавшие в качестве водителя автобуса, проходят стажировку в объеме 50 часов, из них 18 часов – предмаршрутная стажировка, 32 часа – маршрутная стажировка.
6.1.5.4.2.4 Категория 4: водители, имеющие перерыв в управлении автобусов, трамваев и троллейбусов более полугода, но при этом в указанный период работавшие в качестве водителей транспортных средств, проходят стажировку в объеме 24 часов, из них 8 часов – предмаршрутная стажировка, 16 часов – маршрутная стажировка.
6.1.5.4.2.5 Категория 5: водители автобусов, трамваев и троллейбусов, имеющие перерыв в водительской деятельности более трех месяцев, проходят стажировку в объеме 32 часа, из них 8 часов – предмаршрутная стажировка, 24 часа – маршрутная стажировка. В случае работы водителя на горных маршрутах стажировка проводится более двух месяцев.
6.1.5.4.2.6 Категория 6: водители автобусов, переведенные с одной марки автобуса на другую, проходят маршрутную стажировку в объеме 32 часа.
6.1.5.4.2.7 Категория 7: водители автобусов, переведенные с одной категории (городской, пригородный, междугородный, горный) маршрута на другую, проходят стажировку в объеме, приведенном в таблице 1.
6.1.5.4.2.8 Водители автобусов, переведенные с одного маршрута на другой той же категории, но на котором они еще не работали, проходят маршрутную стажировку в объеме 4 часов (для маршрутов повышенной сложности и горных маршрутов – 8 часов, для междугородных маршрутов – 1 рейс).
6.1.5.4.2.9 Водители автобусов, трамваев и троллейбусов, переведенные на маршрут, на котором они не работали более 6 месяцев, проходят маршрутную стажировку в объеме не менее 2 часов (для маршрутов повышенной сложности и горных маршрутов – не менее одного рейса).
6.1.5.4.2.10 Маршрутная стажировка водителей различных категорий с пассажирами и без приведена в таблице 2.
 
 
 
Таблица 1
п/п
С маршрута
На маршрут
Городской
Пригород-ный
Междугород-ний
Горный
1
Городского
8
8
 
 
 
16
2 рейса
32
2
Пригородного
8
8
 
 
16
 
2 рейса
32
3
Междугородного
8
 
 
16
16
 
24
4
Горного
 
 
8
8
1 рейс
 
В числителе – количество часов предмаршрутной стажировки;
В знаменателе – количество часов маршрутной стажировки.
 
Таблица 2
 
Категория водителя
Тип маршрута
 
городские
пригородные
 
количество часов стажировки
 
без пассажиров
с пассажирами
без пассажиров
с пассажирами
1
16
147
16
147
2
8
64
8
64
3
4
28
4
28
4
4
12
4
12
5
1
23
24
6
1
31
32
7
2
**
*
*Стажировка с пассажирами проводится в объеме, указанном в таблице 1;
**Для городских маршрутов продолжительность маршрутной стажировки с пассажирами сокращается на 2 часа.
В первый день стажировка на маршруте осуществляется в межпиковое время. Количество маршрутов, на которых одновременно может стажироваться водитель, приведено в таблице 3.
Таблица 3
 
Категория
Тип маршрута
 
Городские
Пригородные
Междугородние
Горные
1
1-2
1-2
2
2-3
2-3
3
2-3
2-3
4
2-3
2-3
1
1
5
2-3
2-3
1
1
6,7
Не более 3-х маршрутов
Не более 3-х маршрутов
 
 
VII. Профессиональный отбор диспетчеров
 
7.1 Наличие среднего специального профильного образования и стажа работы в автомобильной отрасли не менее 3 лет (при наличии высшего технического или инженерно-экономического образования требования к стажу не предъявляются).
7.2 В случае отсутствия профильного образования, наличие документа подтверждающего прохождение обучения по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации», утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации.
7.3 Наличия у него документа, подтверждающего прохождение обучения по программам подготовки (переподготовки) диспетчеров автомобильного транспорта, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7.4 В случае осуществления перевозки опасных грузов, документ, подтверждающий прохождение обучения в соответствии с главой 1.3 Европейского соглашения о дорожной организации перевозки опасных грузов (ДОПОГ).
7.5 Отсутствие медицинских противопоказаний препятствующих выполнению должностных обязанностей.
7.6 Отсутствие решения суда о запрете занимать должность и (или) заниматься соответствующим видом деятельности.
 
VIII. Профессиональный отбор контролеров технического состояния транспортных средств
 
8.1 Наличие среднего специального профильного образования и стажа работы в автомобильной отрасли не менее 3 лет (при наличии высшего технического образования — стаж не менее 1 года).
8.2 В случае отсутствия профильного образования, наличие документа подтверждающего прохождение обучения по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации», утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации.
8.3 Наличие у него документа, подтверждающего прохождение обучения по программам подготовки (переподготовки) лиц, осуществляющих допуск автотранспортных средств к эксплуатации, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
8.4 При необходимости осуществления контроля технического состояния транспортных средств перевозящих опасные грузы, документ, подтверждающий прохождение обучения в соответствии с главой 1.3 Европейского соглашения о дорожной организации перевозки опасных грузов (ДОПОГ)
8.5 Отсутствие медицинских противопоказаний, препятствующих выполнению должностных обязанностей.
8.6 Отсутствие решения суда о запрете занимать должность и (или) заниматься соответствующим видом деятельности.