В РОССИИ ХОТЯТ ОГРАНИЧИТЬ СРОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОБУСОВ. МИНТРАНС ПРЕДЛАГАЕТ РЕГИОНАМ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ УСТАРЕВШЕГО АВТОПАРКА

Ответственность за обновление автопарков для пассажирских перевозок могут переложить на региональные власти. Подготовленный Минтрансом законопроект вводит понятие «срок эксплуатации транспортного средства». Но конкретный период не указан, определять его будут самостоятельно в каждом субъекте. Предлагаемые нововведения поддержали в правительстве России, отметив, что они положительно отразятся на дорожной безопасности.

Критически к предложению Минтранса отнеслись представители компаний пассажирских перевозок.

Во-первых, максимальный срок эксплуатации транспорта у разных производителей варьируется от семи до 25 лет.

Во-вторых, на безопасность больше влияет своевременная замена тормозных колодок, считают перевозчики. Если их не менять, то транспортное средство при средней степени эксплуатации станет опасным для жизни пассажиров уже через 1,5 года.

Минтранс подготовил ряд изменений в закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров». Одна из предлагаемых новаций вводит понятие «срок эксплуатации транспортного средства». Для этого часть 1 статьи 3 предлагают дополнить пунктом 29 в следующей формулировке: «срок эксплуатации транспортного средства – количество полных календарных лет, прошедших с года, в котором впервые была осуществлена государственная регистрация транспортного средства».

Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ не определено понятие «срок эксплуатации транспортного средства». В то же время этот показатель является одним из критериев оценки заявок на участие в открытых конкурсах. Конкретный период эксплуатации в законопроекте не указывается, его будут определять региональные власти самостоятельно, учитывая «различный уровень социально-экономического развития регионов и муниципальных образований».

Данное изменение коснется только транспортных средств перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автобусным и городским наземным электрическим транспортом. Документ уже получил одобрение в комиссии правительства России по законотворческой деятельности.

Предлагаемые проектом нормы создают правовые рычаги, благодаря которым местные власти смогут добиваться обновления перевозчиками подвижного состава. Старые автобусы будут убирать с линий. Это повысит безопасность и качество перевозок.

В конце августа 2020 года эксперты ОНФ на заседании рабочей группы «За права автомобилистов» отметили, что междугородние автобусные перевозки до сих пор остаются одним из самых опасных способов передвижения. Предпринятые ранее меры незначительно повлияли на снижение аварийности среди перевозчиков.

Такие выводы экспертов ОНФ подтверждаются и официальной статистикой ГИБДД России. В 2017 году произошло 7416 ДТП с автобусами, из них 5608 по вине водителей, в 2018-м – 6199 (5815), а в 2019-м количество аварий возросло до 6926 (5535). По итогам 10 месяцев 2020 года в стране произошло 4304 аварии с автобусами, из которых почти половина по вине водителей (2986).

Основная причина аварий – прежде всего плохое состояние дорог. А если ДТП произошло из-за технической неисправности, то нужно понимать, возникла ли она от старости транспортного средства или в результате его неправильной эксплуатации. Ведь неквалифицированное техническое обслуживание может навредить и новому автобусу.  Инициатива Минтранса может уничтожить мелких перевозчиков, которые просто не смогут позволить себе приобрести новый транспорт. Свою эффективность по обновлению автопарка показали только правительственные программы поддержки. Соответственно, и в сфере автобусных перевозок лучше использовать стимулирующие, а не запретительные меры.

Представители сферы пассажирских перевозок критически отнеслись к инициативе Минтранса. По их мнению, введение срока эксплуатации не приведет к повышению безопасности на дорогах. Надо заметить, что максимальный срок эксплуатации транспорта абсолютно разный даже у производителей. Так, например, у автобусов немецкой марки Setra – 25 лет, а у российских – от семи до 13 лет. Если говорить о ДТП, которое может произойти по техническим причинам, то для этого должна быть неисправной тормозная система. И чтобы этого не произошло, ежедневно проводится технический осмотр перед выездом в рейс и по возвращении из него. Ни одна уважающая себя компания не использует транспортное средство со дня его производства и до списания без замены агрегатов – тормозных колодок, колес. То, что влияет на безопасность транспортных средств, обновляется по несколько раз в год. Если вообще ничего не обновлять, то транспортное средство при средней эксплуатации станет опасным для жизни пассажиров уже через полтора года.

Поэтому даже если установить срок эксплуатации три года, то всё равно за этого время много чего в транспортном средстве поменяется. Не исключается и то, что инициатива Минтранса может быть направлена и на импортозамещение.

Но проблема в том, что надежного автобусного транспорта для межрегиональных поездок в России пока не производят. А так как перевозчик ответственен за то, что может произойти в дороге, то он предпочтет взять ту машину, в которой будет уверен. Отрасль пассажирских перевозок сейчас сильно зарегулирована, но при этом контроль за исполнением требований ведется слабый.  Конкретный срок эксплуатации  Минтрансом не установлен, потому что нет технического обоснования для необходимости введения такого понятия. Минтранс не может предоставить статистику, сколько ДТП произошло со старыми автобусами, потому что такого анализа не проводится.

 3–4 года пытались ввести требование возить детей только на автобусах не старше 10 лет, и каждый раз его отодвигали, потому что автобусы старше 10 лет – основа парков всех небогатых регионов. Купить новый автобус за несколько миллионов и возить на нем пассажиров в какой-нибудь деревне просто нереально, он никогда не окупится. Перевозки детей значительно сократились из-за этого В результате от этого требования также пока отказались.