За мелкую аварию доплатят

 За мелкую аварию доплатят

Верховный суд занялся автостраховкой
Европротокол можно оспорить и потребовать доплаты, а неправильно введенные данные не делают полис ОСАГО недействительным. Таковы выводы Верховного суда РФ.
Пленум определит, кто сможет претендовать на страховые выплаты при смерти пострадавшего. Фото: Архив \»РГ\»

Пленум ВС РФ рассмотрел проект постановления об автостраховке. Как сообщил корреспонденту \»РГ\» секретарь Пленума ВС Виктор Момотов, создана редакционная комиссия, и предполагается, что уже на следующей неделе, после внесения правок, это постановление будет принято.

По его словам, прежнее постановление, принятое еще в 2015 году, сейчас устарело. За это время в законодательство об ОСАГО было внесено множество правок. Появился электронный полис, введено натуральное возмещение ущерба в виде направления на ремонт.

Кроме того, на рынке автоюристы стали активно использовать злоупотребление правом. То есть, когда человек переуступает свое право требования неким автоюристам, которые уже потом в судах \»зарабатывают\» на страховых компаниях.

Всему этому и посвящен новый документ. Но начнем с Европротокола — оформления мелких аварий без вызова ГАИ. До сих пор считалось, что если два водителя на дороге оформили Европротокол, то в дальнейшем пострадавший получит не более 50 тысяч рублей и более ни на что он претендовать не может. Тем более что кроме извещения о ДТП у него ничего на руках нет.

Однако Верховный суд посчитал, что это не так. Он решил, что Европротокол — это соглашение о возмещении убытков. И как любое соглашение оно может быть обжаловано.

Если, например, пострадавшего ввели в заблуждение, а то и заставили подписать Европротокол, он может обжаловать его в суде. И если суд признает это соглашение недействительным, то в гражданском порядке можно взыскивать с виновника деньги, необходимые на ремонт.

Но именно к виновнику. Страховщик, выплатив по Европротоколу все положенное, свои обязанности по этому случаю выполнил.

А к страховщику за доплатой потерпевший может обратиться только за возмещением вреда здоровью. Но при условии, что об этом на момент предъявления требований он не знал.

Если пострадавшего ввели в заблуждение или заставили подписать Европротокол, он может обжаловать его в суде

Довольно часто, при оформлении электронного полиса ОСАГО, граждане указывают недостоверные сведения. Кто-то — сознательно, чтобы снизить стоимость полиса, а кто-то по ошибке. Как правило, итог плачевный. В случае аварии страховщик либо отказывает в выплате, утверждая, что полис недействительный, либо выплатив пострадавшему, выставляет счет владельцу такого полиса.

Верховный суд указал, что предоставление недостоверных сведений — не основание для признания договора незаключенным. И не освобождает страховщика от возмещения ущерба при наступлении страхового случая.

Однако при наступлении страхового случая страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере страховой выплаты, а также взыскать с него ту разницу в стоимости полиса, которую он сэкономил.

Но если недостоверные данные выявлены до наступления страхового случая и гражданин уже компенсировал разницу в стоимости полиса, то никаких регрессных требований к нему страховщик предъявить не сможет.

Также Верховный суд определил, кто и в какой очередности может претендовать на страховую выплату в случае смерти пострадавшего. В первую очередь эта выплата положена нетрудоспособным лицам, состоявшим на иждивении умершего или ко дню его смерти имевшим право на получение от него содержания. А именно, ребенок умершего, родившийся после его смерти, один из родителей или супруг, либо другой член семьи, которые не работают и заняты уходом за находившимися на иждивении у погибшего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет. Также претендовать на выплату может лицо, состоявшее на иждивении умершего и ставшее нетрудоспособным.

Если таковых нет, то выплату получат супруг, родители или дети потерпевшего. Это, так сказать, вторая очередь.

Также претендовать на выплату — третья очередь — могут иные граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если у него не было своего дохода.