АВТОБУСАМ ХОТЯТ ПРОДЛИТЬ ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

ОММЕРСАНТ; АЛЕКСАНДР ВОРОНОВ; АННА МАКЕЕВА; НАТАЛЬЯ СКОРЛЫГИНА; 25.11.2016; АВТОБУСАМ ХОТЯТ ПРОДЛИТЬ ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

Групповые поездки школьников на экскурсии, спортивные соревнования и в учебные заведения с 1 января 2017 года могут резко сократиться. Чтобы этого не произошло, Минобрнауки и представители туриндустрии просят правительство отменить норму, вводящую запрет на перевозки детей на автобусах возрастом более десяти лет. В Российском союзе туриндустрии ожидают коллапса с перевозками в регионах, говоря, что под запрет попадут до 80% транспортных средств. В Минобрнауки, по сведениям «Ъ», рапортуют о нехватке и школьных автобусов, несмотря на 3 млрд руб., выделенных в этом году на их закупку.

Запрет на эксплуатацию для «организованной перевозки групп детей» автобусов, выпущенных более десяти лет назад, вводится с 1 января 2017 года постановлением правительства РФ N1177. Транспортные средства также должны оборудоваться спутниковой навигацией и тахографами (устройствами, следящими за режимом сна и отдыха водителей). В Российском союзе индустрии (РСТ) считают, что новые нормы приведут к коллапсу с экскурсиями уже в дни зимних детских каникул. «Не на чем будет ребят довезти на елку, в музей, театр, встретить на вокзале, отвезти до отеля»,– говорит член президиума правления РСТ Ольга Санаева, заверяя, что в регионах до 80% автобусов имеют возраст старше десяти лет, а автопарк не обновлялся в связи с экономическим кризисом. Член Московской торгово-промышленной палаты Михаил Болигузов считает, что в Москве останется 200 экскурсионных автобусов, удовлетворяющих новым требованиям, а, например, в Анапе будет лишь пять таких машин. Госпожа Санаева не понимает привязку к «возрасту автобуса, а не его техническому состоянию», поясняя, что «так можно и самолеты с поездами отфильтровывать». Михаил Болигузов напомнил, что в мае 2016 году КоАП РФ дополнили новыми штрафами за нарушения правил перевозки детей в размере до 100-200 тыс. руб., пояснив, что такие жесткие санкции не позволят водителям работать на десятилетних автобусах после Нового года «на свой страх и риск». «Перевозки умрут, а дети поедут на метро»,– резюмирует он.

Правительственное постановление N1177 было принято в 2013 году и определяло список документов для работы в отрасли, в том числе график движения, порядок выхода на линии и даже перечень продуктов для сухого пайка школьников на борту автобусов. Премьер Дмитрий Медведев тогда пояснил появление документа вопросами безопасности, которые «выдвигаются на первый план». При этом норма о запрете эксплуатации автобусов старше десяти лет должна была вступить в силу в 2014 году, но дважды переносилась – сначала на июль 2015 года, а затем на январь 2017-го. По данным ГИБДД РФ (на 1 января 2016 года), в России насчитывалось около 873 тыс. автобусов (класса М2 и М3) – из них около половины старше десяти лет.

Отменить норму, ограничивающую год выпуска транспорта, просят и в Минобрнауки. Глава ведомства Ольга Васильева ранее направила соответствующее письмо вице-премьеру Ольге Голодец, в котором, по данным «Ъ», сообщила о нехватке школьных автобусов. По сведениям «Ъ», в письме говорилось о 12,2 млрд руб., выделенных регионам на закупку транспортных средств в период с 2006 по 2013 годы, 25 тыс. имеющихся сейчас школьных автобусов и текущей нехватке 4,5 тыс. машин. В Минобрнауки «Ъ» подтвердили существование письма, отказавшись говорить о его содержании, но пояснили, что в ведомство поступили «многочисленные обращения» от регионов о невозможности соблюсти требования постановления N1177.

Отметим, что в июле 2016 года по предложению Минпромторга правительством было выделено на закупку школьных автобусов 3 млрд руб. из бюджета, причем такая же сумма ассигнований, по словам Ольги Васильевой, запланирована и на следующий год. По сведениям «Ъ», в Минпромторге РФ приводили оценки, что в случае запрета эксплуатации с января 2017 года образовательному ведомству в течение пяти лет потребуется заменить 14,6 тыс. школьных автобусов. В Минпромторге вчера не ответили на запрос «Ъ».

В ГИБДД РФ заявили, что руководствуются прежде всего безопасностью перевозок, и пояснили, что позиция ведомства с момента выхода постановления правительства в 2013 году не изменилась. В Минобрнауки заверили, что отмена норм «не снизит требования к безопасности автобусных перевозок». В Минтрансе РФ сообщили, что этот вопрос «заслуживает самого пристального внимания».

По словам Михаила Болигузова, правила автобусных перевозок детей изобилуют «казусами». В частности, до июня 2016 года действовал фактический запрет на перевозку школьников по ночам (за исключением подвоза к вокзалам и аэропортам), и для организации выпускных вечеров в правительственное постановление пришлось срочно вносить коррективы.