ДОКАТИЛИСЬ

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; НАТАЛЬЯ ГРАФ; 27.10.2016; ДОКАТИЛИСЬ

Транспортная система Омска находится на грани развала. Долги муниципальных пассажирских предприятий перед кредиторами превысили 300 миллионов рублей и продолжают расти.

По прогнозам экспертов, до конца года задолженность перевозчиков увеличится минимум на сто миллионов рублей.

– Из-за несвоевременной уплаты налогов у ПАТП № 2 и ПАТП № 4 полностью заблокированы счета, – рассказал корреспонденту «РГ» генеральный директор ПАТП № 2 Александр Кротов. – Приходится экономить на всем, в том числе и на ремонте.

Осенью прошлого года город-миллионник уже едва не остался без транспортного обеспечения. В ноябре из-за долгов нефтяники прекратили поставки горюче-смазочных материалов. Треть городских автобусов на несколько дней «встала на прикол». Тогда же выяснилось, что долги и отсутствие топлива – не единственная проблема городского автопарка. Износ автобусов, троллейбусов и трамваев давно превысил девяносто процентов. Шокирующие данные обнародовала прокуратура после трагедии на Сыропятском тракте, когда в столкновении грузового «Камаза» и автобуса ЛиАЗ погибло шестнадцать человек и еще одиннадцать пострадало. Во время проверки выяснилось, что водители перерабатывают и выходят в рейсы на автобусах с техническими дефектами.

По данным мэрии, кризисная ситуация связана с тем, что ПАТП годами работают в убыток. В прошлом году себестоимость проезда составляла 25 рублей, в 2016-м достигла 29,5 рубля при предельном тарифе в 27,48 рубля.

– При утверждении Региональной энергетической комиссией (РЭК) Омской области тарифов для муниципального пассажирского транспорта на 2015 год мы говорили своим коллегам, что принятые решения приведут автотранспортные предприятия в сложнейшее финансовое положение, – рассказывает директор городского департамента транспорта Виталий Маслик. – Мы просили региональные власти о выделении дополнительных средств, однако не были услышаны. Диспропорция между реальной себестоимостью одной поездки, утвержденным тарифом и платой за проезд – это ключевые причины сложившейся ситуации.

По мнению транспортников, чтобы автопарк выбрался из долговой ямы, тариф необходимо поднять минимум до 37 рублей.

«В следующем году ПАТП предлагают увеличить его почти на 56 процентов, – сообщили корреспонденту «РГ» в РЭК. – Для замены изношенного пассажирского парка в лизинг необходимо 145 миллионов рублей, и перевозчики просят заложить эти средства в тариф».

Между тем, по данным РЭК, объемы перевозок пассажиров муниципальными предприятиями стремительно падают. В этом году пассажиропоток снизился почти на восемнадцать процентов. Еще в 2015-м чиновники неоднократно заявляли о том, что в городе не должно остаться ни одной маршрутной «газели».

Однако сегодня в Омске ежедневно выходит в линию всего 600 автобусов и троллейбусов, которые перевозят 35 процентов горожан. А ведь еще четыре года назад муниципальный транспорт перевозил 65 процентов омичей. Остальные 2 600 транспортных единиц и большая часть прибыли теперь принадлежат частным перевозчикам. При этом основная налоговая нагрузка ложится на плечи «муниципалов».

По информации УФНС России по Омской области, в этом году муниципальные ПАТП заплатили 110,7 миллиона рублей налогов, а индивидуальные перевозчики пополнили бюджет всего на 14,5 миллиона. Разница очевидна.

Транспортники продолжают сетовать на то, что частные предприниматели отбирают у них хлеб. Маршрутки заполняют городские магистрали в часы пик и собирают с остановок пассажиров буквально за пару минут перед приходом автобуса. Реорганизация маршрутной сети в городе провалилась. У чиновников не получилось создать баланс между частным и муниципальным транспортом. И те, и другие курсируют практически по одним и тем же маршрутам. В ближайшее время департамент транспорта намерен убрать с дорог 28 «дублеров». Впрочем, этой осенью у ПАТП активно пытаются переманить пассажиров и пришедшие в город интернет-сервисы такси Uber и Get. Они предлагают потенциальным клиентам бесплатные купоны, бонусы и конкурентные тарифы.

– На днях мы ездили на такси с детьми в кино. Проезд длиной в четыре остановки обошелся нам всего в пятьдесят рублей, – рассказывает омичка Евгения Демина. – Поездка в автобусе получилась бы дороже.

Борьбу за пассажиров продолжают вести и нелегалы. Транспортники возлагали большие надежды на то, что вступивший в силу полгода назад федеральный закон №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа…» вытеснит с магистралей подпольных перевозчиков. Для этого «официальным» водителям выдали транспортные карты. Отсутствие документа при проверке грозит штрафом до 300 тысяч рублей. Но пока нарушителям выписывают только предупреждения.

По оценке экспертов, в городе работает более 400 «нелегалов». В области ситуация не лучше.

– В первый месяц действия нового закона наша выручка увеличилась на сорок процентов, – рассказывает исполняющий обязанности генерального директора «Омскоблавтотранса» Сергей Желтоногов. – Мы обрадовались и подумали – наконец-то заживем. Однако уже в сентябре выручка снизилась на шестнадцать процентов, а в октябре упала на 26 процентов. Это говорит о том, что нелегалы выждали время и вновь вышли на работу. В городе до сих пор действует два «подпольных» автовокзала, и надзорные органы прекрасно об этом знают.

Как выяснилось, привлечь к ответственности организаторов «серых» рейсов практически невозможно. Пассажиры наотрез отказываются свидетельствовать о том, что покупали билеты у таких перевозчиков и пользовались их услугами. Для жителей области проезд в «маршрутке-призраке» выходит дешевле и удобнее. Водители демпингуют и доставляют своих пассажиров прямо к крыльцу дома.

Открытый конкурс на право осуществления областных пассажирских перевозок по системе лотов не привел транспортный рынок в порядок. Из-за отмены субсидирования ряда направлений частная компания «Дилижанс», обслуживающая южные районы Омской области, отказалась от шести выигранных маршрутов.

– Они убыточны, – рассказал корреспонденту «РГ» представитель «Дилижанса» Юрий Арчибасов. – За две недели работы мы потратили 75 тысяч рублей, а заработали всего двадцать тысяч. Возить людей за свой счет я не готов.

Теперь министерство промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области намерено в суде отнять у компании другие, прибыльные маршруты. В ответ перевозчик уже заявил о том, что добровольно сдаст все карты и оставит без транспортного сообщения шесть южных районов региона.

На круглом столе рабочей группы регионального штаба Общероссийского народного фронта в Омской области участники «транспортной» дискуссии так и не смогли найти выход из сложившейся ситуации. Обсуждение проблемы будет продолжено.

Между тем

Один из вариантов вывода общественного транспорта из кризиса – перевод городского и областного автопарка на метан.

– Цена бензина и сжиженного газа сегодня практически сравнялась, – говорит исполняющий обязанности генерального директора «Омскоблавтотранса» Сергей Желтоногов. – А метан – компримированный природный газ – стоит в разы дешевле.

– Природный газ действительно является экономичной, экологичной и безопасной альтернативе бензину и пропан-бутановой смеси, – уверен директор департамента транспорта Виталий Маслик.

Сегодня в России продолжается реализация госпрограммы по увеличению доли общественного транспорта, работающего на метане. Правительство РФ предложило регионам выгодную схему софинансирования: при покупке автобусов, работающих на газомоторном топливе, из средств федерального бюджета будут выделены субсидии в размере от пяти до восьмидесяти процентов от общей стоимости.

Уже в 2015 году новые автобусы на метане пополнили автопарки Санкт-Петербурга, Тамбова, Республики Чувашия и других регионов.

Правительство Омской области также подавало заявку на субсидии для закупки газомоторного транспорта, но она не была одобрена из-за отсутствия заправочной инфраструктуры. В городе планируется строительство пяти АЗС, работающих на природном газе. Они будут расположены в каждом округе вблизи муниципальных транспортных предприятий. Но тех пор, пока в Омске не будет полностью создана инфраструктура для заправки транспорта природным газом, о переводе его на данный вид топлива не может быть и речи.