Верховный суд выехал на встречку
Текст: Владимир Баршев
Российская газета — Федеральный выпуск №6945 (77)
Обгон не всегда наказуем
Обгон по встречной полосе — это всегда риск. Даже если он совершается в соответствии с правилами. Фото: photoxpress.ru
Далеко не каждый выезд водителя на встречную полосу наказывается суровым наказанием — лишением прав.
Это подтвердил Верховный суд в постановлении по делу некоего Скворцова В.Н. Стоит отметить, что Верховный суд уже не раз дает подобные разъяснения, но местные суды пользуются собственными представлениями о справедливости наказания. Еще в далеком 2008 году Пленум ВС установил, какие нарушения считать выездом и движением по встречной полосе, а какие квалифицировать по другим статьям Кодекса об административных нарушениях. Но с тех пор сильно изменились и сами статьи КоАП, и Правила дорожного движения. Однако в одном их положения остались неизменны: что считать движением по встречной полосе. Более того, в ныне действующих статьях КоАП и Правил дорожного движения убрано большинство спорных ситуаций. Почти каждый маневр, каждое действие конкретизировано. Казалось бы, споров быть не должно. Итак, упомянутый выше Скворцов выехал на встречную полосу движения для совершения обгона.
Согласно правилам, обгон невозможно совершить, без выезда на встречную полосу. Но инспекторы ГИБДД вменили ему нарушение правил обгона в соответствии со статьей 11.1.
О чем говорится в этой статье? Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения. Инспектор ГИБДД вписал в протокол именно нарушение этого пункта правил. В результате он привлек водителя к ответственности по части 4 статьи 12.15. То есть за движение по встречной полосе в нарушение правил. С протоколом согласился мировой судья. А после всех обжалований — и заместитель Верховного суда Республики Марий Эл.
Однако Верховный суд с таким решением не согласился. Дело в том, что пункт 11.1 правил не предполагает выезда на встречную полосу движения в нарушение этих самых правил. Проще говоря. Водитель совершал обгон там, где это не запрещено ни знаками, ни линией разметки. То есть нарушил только правила обгона, не усмотрев вовремя встречный транспорт. Но аварии он при этом не совершил. Не пострадали ни люди, ни машины.
Статья 11.1 постановлением Пленума Верховного суда еще в 2008 году была исключена из тех нарушений, по которым можно вменять выезд на встречную полосу в нарушение правил. За это можно наказать по части 1 статьи 12.15 КоАП, которой установлена ответственность за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда со штрафом 500 рублей. Поэтому суд отменил предыдущие решения судов низших инстанций, а также закрыл административное дело за истечением сроков давности.
Напомним, какие нарушения правил попадают под лишение прав. Их можно лишиться за движение по встречной полосе, если это запрещено знаками или разметкой. Например, знаком \»Обгон запрещен\». Но при этом надо иметь в виду, что обгоном считается именно выезд на встречную полосу. То есть за середину дороги. Все остальное считается опережением. Так же лишиться прав можно за движение по трамвайным путям встречного направления и за движение по односторонней дороге во встречном направлении.