ЭКСПЕРТЫ РАССТАВИЛИ РЕГИОНЫ ПО АВАРИЙНОСТИ

ИЗВЕСТИЯ; АННА ЗМАНОВСКАЯ; 29.12.2015; ЭКСПЕРТЫ РАССТАВИЛИ РЕГИОНЫ ПО АВАРИЙНОСТИ
Передвигаться на автобусах опаснее всего в Ненецком АО, Брянской области, Хабаровском крае, а грузовиков стоит сторониться в Крыму, Тыве и Еврейской автономной области
Наиболее опасными регионами с точки зрения транспортного риска (число погибших на 10 тыс. автомобилей) в пассажирских перевозках стали Ненецкий автономный округ, Брянская область, Хабаровский край, Белгородская область, Магаданская и Ленинградская области. Безопаснее всего ездить на автобусах в Республике Удмуртия, Адыгее, Забайкальском крае, Калининградской и Псковской областях. Рейтинг аварийности регионов составил экспертный центр «Движение без опасности» на основе данных Госавтоинспекции МВД за январь–ноябрь 2015 года. По России в автобусных перевозках в среднем погибает 3,5 человека на 10 тыс. авто, а в грузовых – 2,5. По словам экспертов, на уровень безопасности на дорогах влияют в первую очередь транспортная инфраструктура, культура вождения, законодательство и контроль за его соблюдением.
Автобусные перевозки
Всего за 10 месяцев 2015 года произошло почти 4,5 тыс. аварий из-за нарушений ПДД водителями пассажирского транспорта, в которых погибло более 300 человек и было ранено более 7 тыс. Как отмечают в центре «Движение без опасности», за последние 5 лет наблюдается тенденция увеличения числа аварий и тяжести их последствий. В этом году число ДТП увеличилось на 8,9%, а число погибших выросло на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Экспертный центр составил рейтинг аварийности регионов. Так, наиболее высокий транспортный риск (число погибших на 10 тыс. автомобилей, зарегистрированных в регионе) в автобусных перевозках по итогам 10 месяцев этого года зафиксирован в Ненецком АО – 47,2 (один погибший в одной аварии), Брянской области – 29,9 (18 погибших, 51 раненых в 28 авариях), Хабаровском крае – 29,1 (19 погибших, 176 раненых в 86 авариях), Белгородской области – 19 (16 погибших, 73 раненых в 35 авариях), Магаданской области – 18,5 (три погибших, семь раненых в четырех авариях), Республике Крым – 17,4 (пять погибших, 65 раненых в 35 авариях) и Ленинградской области – 16,3 (10 погибших, 140 раненых в 35 авариях).
К числу самых безопасных регионов относятся республики Удмуртия и Адыгея, Забайкальский край, Калининградская, Псковская, Липецкая, Сахалинская, Ярославская, Курская, Ивановская, Мурманская, Еврейская автономная области, республики Карелия, Алтай, Марий Эл, Калмыкия, Коми, Тыва, Мордовия, Чувашия. В этих субъектах не погиб ни один человек в автобусных авариях за январь–ноябрь 2015 года.
Составители рейтинга предлагают не принимать во внимание статистику по Республике Крым и Севастополю, которые находятся на верхних строчках, поскольку в регионах долгое время не велась активная работа в области безопасности дорожного движения.
Кроме того, по мнению авторов, не стоит делать поспешных выводов на счет Ненецкого АО, где транспортный риск достигает показателя почти 50, поскольку в субъекте зарегистрировано очень мало автобусов – всего около 200. 
Как пояснили в центре «Движение без опасности», абсолютное число аварий и погибших – не объективный показатель, поскольку чем больше в регионе автомобилей, тем выше вероятность аварий с тяжелыми последствиями.
– Поэтому для анализа состояния безопасности дорожного движения во всем мире используют обычно не абсолютные цифры смертности, а показатель транспортных рисков, исчисляемый количеством погибших в расчете на 10 тыс. автомобилей, – отметили в центре.
Самыми распространенными правонарушениями водителей автобусов за 10 месяцев 2015 года стали несоблюдение очередности проезда (18,1%), неправильный выбор дистанции (16,6%), несоответствие скорости конкретным условиям движения (8,6%), выезд на встречку (6,8%), нарушение правил перестроения (6,2%) и пр.
«За 11 лет парк грузовых автомобилей прирос более чем на треть – с 4,6 млн до 6,2 млн. При наметившейся в последние годы тенденции снижения смертности из-за нарушений водителями грузового транспорта всё еще остается на высоком уровне тяжесть последствий в таких ДТП», – говорится в отчете «Движения без опасности».
В январе–ноябре 2015 года погибло 1,5 тыс. человек и было ранено почти 12,5 тыс. в 9,7 тыс. ДТП по вине водителей грузового транспорта. Самые высокие транспортные риски в грузовых перевозках в Республике Крым – 21 (18 погибших, 96 раненых в 79 авариях), Республике Тыва – 16,3 (10 погибших, 31 раненых в 19 авариях), Ненецком АО – 10 (2 погибших, 11 раненых в 10 авариях) Еврейской автономной области – 10 (8 погибших, 24 раненых в 25 авариях), Курской области – 7,6 (22 погибших, 123 раненых в 94 авариях).
Не было погибших в ДТП с грузовыми автомобилями только в Республике Калмыкия (32 аварии) и Кабардино-Балкарии (12 аварий).
В этом году водители грузовых автомобилей чаще всего попадали в ДТП из-за неправильного выбора дистанции (17,5%), несоблюдения очередности проезда (17,1%) и несоответствия скорости конкретным условиям движения (9,3%).
Контроль, инфраструктура и культура
Как рассказал директор центра «Движение без опасности» Вадим Мельников, существует три основных фактора, которые влияют на уровень безопасности на дорогах: культура вождения, инфраструктура и законодательство. 
– Россия – неоднородная страна с точки зрения предпринимаемых усилий по сокращению ДТП. Во всех регионах разные характеристики транспорта, инфраструктуры и культуры. При некачественных дорогах в грузопассажирских перевозках любая ошибка водителя приводит к тому, что автомобиль вылетает на встречку, поскольку очень велика масса транспортных средств (ТС). Также у регионов есть дополнительные возможности по контролю на дорогах – например, в Татарстане уже 3–4 года назад фиксировался проезд стоп-линии на светофорах, в Москве это начали вводить только в этом году, – говорит Мельников. – Кроме того, в Москве работает крупнейшее транспортное предприятие страны «Мосгортранс», они уделяют внимание повышению квалификации водителей, контроле за ними, используют только современную технику. А есть регионы, где такие мероприятия не проводятся – по дорогам ездит транспорт, который надо списывать. От этого зависит уровень дифференциации транспортных рисков.
По словам Мельникова, показатель транспортных рисков в России – не самый худший в сравнении с международным уровнем.
– Ориентиром являются Германия, Великобритания и Швеция, у которых стоит задача достичь нулевого показателя. Россию объективнее сравнивать со странами БРИКС – страны схожи по размеру, характеру экономики и транспорта. Среди них Россия является лидером по темпам снижения ДТП, – говорит он. – За последние 1,5 года было принято много мер, чтобы сократить аварийность, – например, оснащение ТС тахографами позволяет контролировать режим труда и отдыха и скорость водителей. Хотя сейчас далеко не весь транспорт оснащен этими устройствами.
Мельников пояснил, что транспортные риски по автобусным и грузовым перевозкам в регионах различны, поскольку каждый из этих видов транспорта имеет свою специфику в эксплуатации.
– Пока у участников рынка пассажирского транспорта сохраняется высокая ответственность за жизни людей. Требования к пассажирскому транспорту более высокие, а также количество физлиц, перевозящих людей, менее значительно. В то время как около 60% всего грузового парка принадлежит физлицам, для которых в приоритете не безопасность перевозок, а их количество. Для физлиц все штрафы за нарушения меньше и, как следствие, уровень ответственности ниже, – сказал он.
Однако автобусные перевозчики считают, что неправильно смотреть на статистику ДТП с автобусами безотносительно общего числа аварий на дорогах.
– Автобусные перевозки – один из самых безопасных способов передвижения, – говорит президент Московского транспортного союза Юрий Свешников. – По экспертным оценкам, ежегодно в России на автобусах перевозится порядка 17,5 млрд пассажиров, при этом, согласно многолетней статистике, в среднем в ДТП с участием автобусов погибает 178 человек в год, и только в каждом пятом случае в аварии виноват водитель, притом что во всех остальных ДТП гибнет около 28 тыс. человек в год. 
Отметим, что, согласно докладу по безопасности на дорогах Международного банка данных по ДТП и интенсивности движения (International Road Traffic and Accident Database, IRTAD), в 2013 году наименьшие транспортные риски были зафиксированы в Швеции, Швейцарии, Великобритании, Норвегии и Испании – 0,5 смерти на 10 тыс. зарегистрированных транспортных средств. В Австрии, Франции, Канаде, Словении, Израиле, Бельгии, Португалии транспортный риск находится на уровне около 1, в Корее и Аргентине – чуть более 2, а в Чили – почти 5.