КРУПНЫЕ И «БЕЛЫЕ» ПРОТИВ МЕЛКИХ И «СЕРЫХ»: КАК «ПЛАТОН» РАЗДЕЛИЛ РЫНОК ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

VESTI.RU; 24.12.2015; КРУПНЫЕ И «БЕЛЫЕ» ПРОТИВ МЕЛКИХ И «СЕРЫХ»: КАК «ПЛАТОН» РАЗДЕЛИЛ РЫНОК ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

Дальнобойщики с 15 апреля получат право на постоплату проезда по трассам. Сколько километров тяжелая фура прошла – за столько и заплатили. Сейчас оператор системы «Платон» прорабатывает техническую сторону нововведения, рассказали «Российской газете» в Росавтодоре. Впрочем, если прибор, считающий пройденные километры, в грузовике отсутствует, то постоплата станет невозможной, платить, как и сейчас, придется вперед. Как сейчас работает система «Платон» и насколько её введение повлияло на деятельность перевозчиков, разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Полтора миллиарда рублей – столько собрано через систему «Платон» всего за месяц работы. Большую часть всей суммы внесли крупные логистические операторы. Это прежде всего торговые сети и просто большие транспортные компании. Как им работается с «Платоном»? Во-первых, организационный момент: получить сами приборы и их установить оказалось максимально просто, рассказал руководитель транспортной компании «Адженс» Дмитрий Суханов:

«Приборы нам выдали бесплатно. Мы заранее, с конца октября, начали собирать документы, подали в «Платон». Потихоньку у нас всё проверили, и 11 ноября мы получили 380 приборов на всю свою технику. Прибор из коробочки достаешь – на лобовое стекло и в прикуриватель. Всё, включается и работает. Мы выполняем международные грузоперевозки, ездим по всей Европе, и у нас на лобовом стекле в машине таких 6 – 7 приборов. Так что водитель знает, как ими пользоваться. Дороги везде в Европе платные, поэтому мы едем там и платим».

На первом этапе было много нареканий по поводу работы самой системы. Дальнобойщики жаловались на неправомерные, по их мнению, списания и штрафы, вспоминает руководитель транспортной компании «Навигатор-М» Руслан Шанкин:

«На начальном этапе были случаи, когда за автомобиль списывались деньги из расчета, что он проходил в день 2, 3, 5 тысяч километров. Деньги списывались. Вы понимаете, что грузовой автомобиль не может проехать в день 2 или 5 тысяч километров. Поэтому нам приходилось связываться с бухгалтерией этого «Платона», и эту ситуацию исправляли».

Но это всё были, так сказать, болезни роста. Сейчас ситуация стабилизировалась, говорит Дмитрий Суханов:

«Были некоторые моменты работы с системой. Но мы сейчас в «Платон» пишем, они всё это поправляют. По федеральным трассам есть такие моменты, где знаки «3,5 метра», грузовая машина не проедет. Поэтому мы это выясняли, в «Платон» этот маршрут сбрасывали, они поправляли».

Система «Платон» косвенно может помочь руководству транспортных компаний отследить путь своих фур. То есть, если деньги со счета списаны, значит, они по маршруту точно ехали. Правда, способы контроля сейчас есть иные, более точные, констатирует директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Андрей Попов:

«Все крупные, да и некрупные перевозчики давным-давно пользуются GPS-мониторингом, который позволяет следить не только за местоположением машины, но и контролировать расход топлива и, собственно, действия водителя при нахождении в рейсе. Это как было, так и остается. А система эта совершенно для другого создавалась, собственно говоря, как раз её функционал – это контроль внесения средств за нанесение вреда дорогам».

Крупные и «белые» против мелких и «серых»: система «Платон» должна сделать рынок грузоперевозок более прозрачным, надеется Руслан Шанкин:

«Частные предприниматели, которые бастуют сейчас, они, конечно, не хотят этого. Потому что это лишний контроль за тем, сколько они в итоге будут проезжать, это будет контроль за ними. А как же так, автомобиль проехал 15 тысяч километров в месяц, а налоги с этого автомобиля не поступили!».

Как введение «Платона» отразилось на конечных затратах транспортных компаний? Здесь спектр мнений весьма широк. Например, Дмитрий Суханов утверждает, что расходы, конечно, выросли, но весьма незначительно:

«Ну, если мы за «Платон» заплатили в месяц 2 миллиона, то за топливо мы платим в районе 60 миллионов в месяц».

То есть «Платон» увеличил расходы транспортных компаний всего на несколько процентов. При этом многие грузоперевозчики повысили стоимость своих услуг на гораздо большую величину. Просто решили поспекулировать, уверен Андрей Попов:

«В связи с введением этого сбора в период высокого сезона и теми сложностями, которые возникли, была спровоцирована именно рыночная ситуация спекулятивного характера, на основании которой, действительно, ставки по многим направлениям сильно взлетели вверх. И далеко там не на 5, 7, 10%, а гораздо выше».

А что о ценовой политике транспортных компаний думают потребители их услуг, то есть производители разнообразной продукции, которую необходимо возить из города в город? Так, председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко признает, что расходы на логистику выросли значительно:

«В целом транспортные услуги выросли от 30 до 50%. Что на конечную молочную продукцию влияет с точки роста цена там от 2 – 3, а в некоторых случаях – и 5 – 7% роста себестоимости в результате дополнительных затрат на транспорт».

Между тем, в Минтрансе подтвердили, что система «Платон» и в будущем будет касаться только грузовиков массой более 12 тонн. Распространять систему на иные категории транспортных средств, отметили в ведомстве, в настоящее время не планируется.