Шашечки наголо

Шашечки наголо
На улицы больших городов выходит скандально дешевое такси Uber 
Услуги 
Текст: Игорь Елков 
———————————————————————————
 
Между традиционными таксопарками и мобильными онлайн-сервисами разгорается война.
К существующим недорогим онлайн-извозчикам — GetTaxi и Яндекс-Такси — прибавился международный скандалист и \»дискаунтер\» Uber.
Без базара
Руководство Uber заявило, что намерено расширять работу в российских городах, где проживают 500 тыс. человек и более. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в зоне их интересов Красноярск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Краснодар.
Представители традиционных такси обещают, что не отдадут рынок.
Что такое онлайн-извозчик — разберем на примере того же Uber. Чтобы воспользоваться услугой, вы заходите на сайт компании, регистрируетесь, \»привязываете\» банковскую карту и скачиваете на свой смартфон (планшет, ноутбук) одноименное приложение для Android или iOS. Вот и все.
Дальше все настолько просто, что можно обойтись без инструкций. Запускаете приложение, пишете, откуда и куда ехать. Выясняете примерную стоимость поездки и как быстро к вам подъедет машина. Получаете всю необходимую информацию: имя водителя, его рейтинг в Uber, марку и номер машины. Соглашаетесь или отказываетесь.
Цена зависит от ряда условий: района, пробок, класса машины, времени суток. Для примера: меня от редакции до дома (за МКАД) классические такси согласятся довезти не меньше чем за 1,2 — 1,5 тыс. руб. Uber сразу выдал предложение — от 650. А доехать от Белорусского вокзала до Савеловского на uber-такси можно за 140 руб.
По меркам московских таксистов это наглый демпинг.
Почему такие цены? Изюминка в упомянутом приложении, которое находит оптимальные варианты как для клиентов, так и для таксистов. К тому же таксистом может стать каждый, достаточно не иметь судимости и владеть машиной не старше 3 лет. В любой момент водитель может \»выйти на линию\», поработать и уйти. Фактически это как бы и не такси, а поиск \»попутчиков для водителей\».
Но клиенту удобно. Машина приедет быстро. Финансовые вопросы вообще в салоне не обсуждаются, только надо установить в приложении размер чаевых: от нуля до 30%.
Оплата поездки проходит через привязанную к аккаунту банковскую карту. Много полезных мелочей: можно отправить друзьям время своего прибытия. Набивать цифры на экране смартфона не надо, все за вас сделает умная программа. И т.д.
Рассказывая о работе компании, один из руководителей представительства Uber в РФ недавно признался, что их главная задача в том, чтобы горожанам личные машины оказались не нужны — удобнее и выгоднее заказать Uber. Кроме того, ожидается, что уже скоро компания будет известна не только как онлайн-сервис для заказа такси, но и станет cервисом доставки еды — UberEats. Что вряд ли обрадует отечественных рестораторов, рискующих недосчитаться немалой части клиентов, сегодня вынужденных переплачивать за бизнес-ланч.
Навигаторы рулят
Чем онлайн-извозчики не угодили традиционным — очевидно. Слишком низкие цены, с которыми тяжело конкурировать. Поэтому работающие по старой схеме перевозчики обвиняют конкурентов в двух тяжких грехах: неуплате налогов и отсутствии гарантий безопасности пассажира. Кроме того, \»традиционалы\» подчеркивают, что только их водители проходят тесты на знание города, русского языка, равно как и медосмотры.
Платить налоги и обеспечивать безопасность пассажиров обязаны все на рынке. Но вот о других аспектах конкурентной борьбы поговорить стоит. Дело в том, что деление на классическое и онлайновое такси очень условно. Пример из личной практики общения с водителями. Сергей М. приехал в Москву из провинции, устроился в \»традиционное\» такси: получил в лизинг Hyndai i40 и услуги диспетчера. За машину выплачивает 2 тыс. рублей в день, бензин и штрафы за свой счет. В хороший день зарабатывает до 5 тыс. грязными. Спит часто прямо в машине. Больничных и отпусков за счет работодателя нет.
При таком подходе медицинский контроль -вещь весьма условная. За рулем такси, хоть старых, хоть новых — сидят одни и те же люди. С равным знанием города (а точнее, незнанием — автонавигаторы рулят) и рабочим днем, рамки которого определяет сам водитель.
Мы едем, едем, едем
Но вот что искренне радует — сегодня у клиентов наконец-то появился выбор.
Лично я бы в ночной поездке в аэропорт предпочел бы не онлайн-такси. С диспетчером-человеком договариваться комфортнее и надежнее, чем с компьютерной программой.
А короткие поездки по городу, наверное, удобнее совершать по мобильным приложениям. Хотя в идеале, наверное, стоит зарегистрироваться в разных сервисах, включая каршеринг (о нем \»РГ\» писала в прошлом номере), и выбирать вариант в зависимости от условий и затрат. В качестве альтернативы не забывая и общественный транспорт.
Что же касается такси, то на этом рынке будут новые правила: минтранс готовит поправки в закон. Результаты узнаем осенью.
Но перемены уже налицо. Еще недавно таксисты на вокзалах заламывали цены, превышающие порой стоимость авиа- и железнодорожных билетов. И часто хамили клиентам.
Сегодня владельцы таксофирм избавляются от хамов, призывают платить налоги и с пеной у рта обосновывают важность гарантий безопасности и надежности поездки.
Не правы китайцы: порой не так уж и плохо жить в эпоху больших перемен.
Конкретно
Поездка от редакции \»РГ\» (Москва, ул. Правды, 24) до…
— Домодедово
Обычное такси — 1150 — 1300 руб.
Uber — 1000 руб.
— Внуково
Обычное такси — 1100-1200 руб.
Uber — 1000 руб.
— Шереметьево
Обычное такси — 1000 — 1200 руб.
Uber — 1000 руб.
— ВДНХ
Обычное такси — 450 — 550 руб.
Uber — 237 — 299 руб.
— \»Вернисаж в Измайлово\»
Обычное такси — 580 — 700 руб.
Uber — 364 — 469 руб.
— Комсомольская площадь, (\»Площадь Трех вокзалов\»)
Обычное такси — 450 — 550 руб.
Uber — 208 — 260 руб.
Кстати
Uber — компания, основанная в 2009 году в Сан-Франциско (США). Сегодня она \»стоит\» $41 млрд и работает во всем мире, оказывая услуги как наземного, так и водного такси (Стамбул, Санкт-Петербург). Из-за низких тарифов во многих странах Uber подвергается судебному преследованию, таксисты-конкуренты проводят акции протеста, громят и жгут ее машины.
Между тем
ФАС на данный момент не видит нарушений антимонопольного законодательства со стороны такси Uber, Gett и \»Яндекс.Такси\». Проверяют их по обращению общественной Федерации автовладельцев России, которая обратилась в ФАС и к Генпрокурору РФ с просьбой возбудить уголовные дела в отношении руководителей данных компаний. По мнению авторов обращения, онлайн-сервисы \»подкупают\» водителей и не платят налогов.
 
Опубликовано в РГ (Неделя) N6756 от 20 августа 2015 г.