ЧТО ДЕЛАТЬ С НЕЛЕГАЛЬНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ. РЕЗОНАНСНОЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ ВСКРЫЛО СИСТЕМНУЮ ПРОБЛЕМУ
Причиной ДТП на Кубани, унесшего пять жизней, стала не только ошибка водителя. Выяснилось, что фургон, в который набилось 15 человек, не предназначался для пассажирских перевозок: вместо сидений в нем стояли деревянные лавки. Что заставляет людей рисковать жизнью и как бороться с недобросовестными перевозчиками?
Водитель «Газели», перевозивший 14 пассажиров, при развороте не пропустил грузовой «КамАЗ». В результате столкновения пять человек погибли на месте, еще восемь были госпитализированы, один из пострадавших умер в машине скорой помощи.
Следователи подозревают, что владелица злополучной «Газели», 45-летняя жительница Брюховецкого района, вместе с сообщниками занималась перевозкой людей за деньги. Против нее возбуждено уголовное дело, арестован и виновник аварии – 19-летний водитель.
При перевозке пассажиров, закончившейся трагедией, были нарушены все мыслимые и немыслимые правила. Эксперты, изучившие фото аварии, обратили внимание, что попавшая в ДТП машина вообще не была предназначена для перевозки людей. От пассажирской модификации у нее разве что дверь, которая, судя по желтому цвету, ранее принадлежала маршрутке. Пассажиров перевозили в грузовом фургоне, причем часть из них сидела на деревянных лавках, никак не закрепленных на полу. Внутрь набили 15 человек, тогда как пассажирская «Газель» аналогичного класса вмещает только девятерых. Автомобиль был переделан исключительно под перевозку грузов: второй ряд сидений был снят и удалена перегородка, разделяющая кабину и грузовой отсек.
Представитель «Группы ГАЗ» также обратил внимание, что злополучная «Газель» была выпущена почти 20 лет назад. А это значит, что при интенсивных нагрузках многие узлы и агрегаты автомобиля могли просто выработать свой ресурс. Запас прочности конструкции у старых автомобилей, независимо от марки и страны производителя, снижается в 1,5-2 раза, что увеличивает риск внезапного выхода из строя узлов и агрегатов.
Тяжесть произошедшего ДТП показывает, что к пассажирскому транспорту не зря предъявляют жесткие требования. Это сертифицированные пассажирские сиденья, соответствующие необходимым параметрам по прочности и укомплектованные ремнями безопасности, специально усиленное основание пола, высокопрочные крепления для сидений, поручни, люк безопасности в пассажирском салоне.
Все серийные пассажирские автомобили, в том числе «Газели», выпускаемые на Горьковском автомобильном заводе, соответствуют Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Кроме того, современная продукция «Группы ГАЗ» зачастую даже превосходит обязательные требования безопасности. Машины отличаются усиленной рамой и повышенной жесткостью кузова – это дает надежную защиту пассажирского салона. Кроме того, в конструкции современных микроавтобусов ГАЗ предусмотрены увеличенный объем жизненного пространства для пассажиров, высокий салон. А независимая подвеска в сочетании с современным механизмом рулевого управления обеспечивают легковую управляемость и высокий уровень активной безопасности.
Кустарные поделки, в том числе и на базе «Газелей», были популярны несколько лет назад у перевозчиков. Нередко в качестве маршруток использовали и древние, видавшие виды иномарки. Обычно за основу брали цельнометаллический фургон – он был самым дешевым. Вырезали окна, ставили максимально возможное количество сидений. В погоне за прибылью перевозчики даже наращивали кузова. О безопасности пассажиров, понятное дело, никто не беспокоился.
Условия для перевозок: нужно стать юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, получить лицензию, пройти предлицензионный контроль и периодически проходить проверки. Чтобы осуществлять перевозку пассажиров, транспортная компания, пусть даже имеющая один автобус, должна удовлетворять 13 лицензионным требованиям. Процесс получения лицензии недолгий и недорогой, а без нее водителям грозят санкции, вплоть до конфискации транспортного средства.
За нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси и перевозок пассажиров и багажа по заказу предусмотрен широкий перечень штрафов, как для частников, так и для юридических лиц. Согласно правилам дорожного движения, водитель любого транспортного средства должен не только пристегиваться сам, но и следить, чтобы все пассажиры тоже были пристегнуты. Соответственно, есть штрафы 1 тыс. рублей на водителя и 500 рублей на каждого пассажира. Если инспектор останавливает микроавтобус, в котором не только ремней, но и сидений нет, это нарушение правил перевозки, такую машину вообще положено поставить на штрафстоянку.
Штраф за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии и с нарушением условий, предусмотренных лицензией, для частников составит 50 тыс. рублей, для ИП – 100 тыс., для юридических лиц – 400 тыс. рублей.
Повторное нарушение закона для юридических лиц повлечет за собой более строгое наказание в виде конфискации транспортного средства или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Между тем попавшая в ДТП «Газель» вряд ли проходила реальный техосмотр, а ее водитель – предрейсовый технический осмотр. Вряд ли у него были оформлены все требуемые документы.
Легальные перевозчики, чтобы соответствовать многочисленным требованиям по безопасности, вынуждены поднимать цены на билеты. Это приводит к снижению пассажиропотока и сокращению маршрутов. В результате люди экономят и пользуются услугами недобросовестных перевозчиков. Экономика здесь очень простая. Водитель «Газели» собрал 14 человек, по 300 рублей с каждого. Издержки у него минимальные, обслуживание машины самое примитивное. Перевозчики-нелегалы всё же продолжают работать, несмотря на многочисленные препоны. И история с попавшей в ДТП «Газелью» тому доказательство. Даже в статистике ДТП автобусов такие машины могут не фигурировать, так как значатся в документах как грузовые фургоны.
Чтобы бороться с недобросовестными перевозчиками, необходимо усилить контроль за действующим автомобильным парком. Технология проста: рейды на улицах, в местах, где можно подхватить пассажира, в автобусных. Чтобы определить, установлены в кузове сиденья или лавки, не нужны приборы. Наметанный глаз позволит по рядку признаков определить, родной это автобус или переделанный из фургона.
Помимо ужесточения дорожного контроля необходимо ужесточение контроля за конструкцией автомобиля в процессе технического осмотра. К сожалению, многие до сих пор умудряются легализовать переделки, купив так называемое заключение. Государство должно активнее стимулировать обновление транспорта для пассажирских перевозок по аналогии с тем, как работают остальные государственные программы стимулирования спроса. Все деньги, направленные на эти программы, возвращаются в бюджет в виде налогов разных уровней. И государству хорошо, и люди покупают новый автомобиль. Улучшается экология, повышается безопасность.