ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР НА ВЪЕЗДЕ И ВЫЕЗДЕ.
ГИБДД ТЕСТИРУЕТ НОВУЮ СИСТЕМУ ПРОВЕРКИ МАШИН
Государственная автоинспекция начала тестировать модернизированную автоматизированную информационную систему технического осмотра.
Предполагается, что система поставит крест на продаже диагностических карт. Также этому будет содействовать обязательная фотофиксация с привязкой к координатам пункта технического осмотра (ТО). Однако есть и оборотная сторона медали: новации могут сделать технический осмотр дефицитной услугой.
С 1 марта 2021 года технический осмотр в России будет проводиться по-новому. Реформа направлена на то, чтобы сделать невозможным продажу диагностических карт. Ведь на сегодняшний день порядка 80 процентов автомобилей техосмотра не проходят, а диагностические карты на них просто покупаются. По сути, ТО превратился в еще один налог для автовладельцев.
С 1 марта диагностические карты будут оформляться непосредственно в системе ЕАИС ТО, которую сейчас модернизировали. На семинаре с операторами техосмотра выяснилось, что глобальных претензий к новшеству нет. Отдельные недостатки дорабатываются. Сейчас к системе подключают операторов для ее тестирования. В Москве из более чем 400 операторов к ней подключился один.
Доступ в систему возможен только по усиленной электронной цифровой подписи. Такой же подписью эксперт подписывает карту после диагностики. При диагностике автобусов карту такой же подписью подписывает еще и инспектор ГИБДД. Для этого был увеличен штат сотрудников этого ведомства, занимающихся техническим надзором. Сейчас они проходят обучение.
Начинаться техосмотр будет с фотографии машины на въезде на диагностическую линию. Заканчиваться — фото по окончании диагностики. При этом фотографии должны быть с координатами места съемки. И эти координаты должны соответствовать месту расположения пункта ТО.
Для этого Российский союз автостраховщиков предложил операторам сообщить координаты своих пунктов ТО. Они должны быть внесены в реестр операторов. Эти координаты должны соответствовать кадастровым данным на помещение пункта ТО.
И тут у операторов возникает много вопросов, на которые ответа пока дать никто не может. В здании оборудование может не ловить сигнал нужного количества спутников для точного определения координат. Диагностическая линия довольно длинная. А значит, координаты на въезде и выезде с нее будут отличаться. Как быть в этой ситуации? Не признают ли диагностическую карту с такими координатами недействительной? Не привлекут ли к ответственности оператора?
В требованиях к фотографиям, установленных Министерством транспорта, указано, что на фото должны быть видны марка, цвет и государственный номер автомобиля. Но зимой и осенью все машины серые. Оператор не может заставить автовладельца помыть машину перед въездом на линию. Если на машине нет «шильдика» — отвалился во время эксплуатации, — марку машины по фото будет установить сложно. При этом отсутствие «шильдика» не запрещает эксплуатацию автомобиля.
Новые требования к оборудованию пунктов технического осмотра, к помещениям, воротам и смотровым ямам вызывают массу вопросов у операторов. Если до 1 марта пункт ТО соответствует установленным требованиям, то после этой даты он должен быть модернизирован.
Российский союз автостраховщиков провел опрос операторов. По итогам этого опроса можно утверждать, что из-за изменений этих требований около 20 процентов операторов всерьез рассматривают вероятность закрытия своего бизнеса. Их и так не много. А после подобного демарша технический осмотр реально может стать дефицитной услугой со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде очередей и эксплуатации автомобилей без техосмотра и ОСАГО. И это может стать серьезной проблемой добропорядочных автомобилистов.
Впрочем, обеспеченность региона должным количеством пунктов — дело местных властей. Как они этого достигнут — вопрос открытый.
Само по себе фотографирование, даже с координатами, не гарантирует, что диагностическую карту нельзя будет оформить без визита на ТО. Фотошоп никто не отменял. Весь вопрос — в стоимости услуги.
Но тут все задействованные в техосмотре органы надеются на ГИБДД. Это ведомство должно мониторить деятельность операторов, проверять диагностические карты в системе. Кроме того, оно получило возможность проводить контрольные закупки.
Мониторинг уже сейчас дает свои результаты. Много операторов, занимавшихся продажей диагностических карт, благодаря ему уже прекратили свою деятельность. В РСА надеются, что контрольные закупки и вовсе уберут с рынка недобросовестных операторов.
А автовладельцам остается пока только ждать, чем закончится эта реформа.