И З В Л Е Ч Е Н И Е ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 декабря 2017 года № 1596 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ» (РЕДАКЦИЯ ОТ 24.12.2021 года)

Стратегические приоритеты государственной программы
Российской Федерации «Развитие транспортной системы»
1. Оценка текущего состояния транспортного комплекса
Российской Федерации

Транспорт — одна из важнейших базовых отраслей экономики, ее функционирование непосредственно влияет на социально-экономическое развитие и безопасность Российской Федерации. В последние годы транспортный комплекс в целом удовлетворял спрос на перевозки пассажиров и грузов.
В 2020 году мировое сообщество столкнулось с вызовом, который существенно изменил экономику и жизнь людей. Закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сокращение деловой активности, сжатие спроса на товары и услуги, включая транспортные, оказали значительное влияние на транспортный комплекс.
Объем перевозок грузов транспортным комплексом по итогам 2020 года составил 6,9 млрд. тонн (94,9 процента к уровню 2019 года), грузооборот — 2931 млрд. т-км (97,9 процента), коммерческий объем перевозок грузов и коммерческий грузооборот — соответственно 2,9 млрд. тонн (96,1 процента) и 2809,1 млрд. т-км (97,9 процента).
В структуре перевозок грузов транспортным комплексом в 2020 году доминировал автомобильный транспорт (78,3 процента от общего объема перевозок грузов транспортным комплексом), грузооборота — железнодорожный транспорт (86,8 процента от общего грузооборота транспортного комплекса).
Транспортоемкость валового внутреннего продукта в 2020 году возросла на 1,5 процента к уровню 2019 года и составила 27,6 т-км на тыс. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2019 года, что обусловлено увеличением в объеме перевозок энергосырьевых грузов в экспортном сообщении.
В 2020 году объем перевалки грузов в морских портах составил 820,8 млн. тонн (97,7 процента к уровню 2019 года), в том числе наливные грузы — 416,1 млн. тонн (89,6 процента к уровню 2019 года), сухие грузы — 404,7 млн. тонн (107,6 процента).
В 2021 году объем перевозок грузов транспортным комплексом с учетом динамики развития отдельных видов транспорта за январь-август 2021 года и макроэкономические параметры оцениваются в объеме 7 млрд. тонн (102 процента к уровню 2020 года), грузооборот — 3063,9 млрд. т-км (104,5 процента).
Значительный урон нанесла пандемия COVID-19 пассажирскому транспортному сектору страны. В 2020 году пассажирооборот транспорта общего пользования снизился к уровню 2019 года на 43,8 процента и составил 357,2 млрд. пасс.-км, подвижность населения на транспорте общего пользования упала на 43,6 процента и составила 2,4 тыс. пасс.-км на 1 человека.
Ожидается, что в 2021 году пассажирооборот транспорта общего пользования с учетом развития ситуации на мировом рынке услуг и государственной поддержки различных видов транспорта составит 476,2 млрд. пасс.-км (133,3 процента к уровню 2020 года), подвижность населения — 3,3 тыс. пасс.-км на 1 человека (133,9 процента).
В условиях развития спроса на товары и услуги на мировом рынке в 2020 году объем экспорта транспортных услуг составил, по данным Центрального банка Российской Федерации, 13,4 млрд. долларов США (76,3 процента к уровню 2019 года).
Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе в последние годы была направлена на обеспечение воспроизводства основных фондов, безопасного и устойчивого функционирования транспорта.
Объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса в 2020 году снизился к уровню 2019 года на 6,4 процента и составил 2646,2 млрд. рублей (2,5 процента валового внутреннего продукта и 13,2 процента от объема инвестиций в экономику). Инвестиции в транспортный комплекс из федерального бюджета в 2020 году снизились на 1,3 процента к уровню 2019 года и составили 495,7 млрд. рублей (18,7 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс).
Из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий настоящей Программы объем инвестиций в 2020 году составил 399 млрд. рублей (80,5 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс из федерального бюджета).
Правительством Российской Федерации в 2020 году в условиях сокращения объема транспортных услуг реализован комплекс антикризисных мер, направленный на поддержку занятости и доходов населения. Среднесписочная численность занятых в организациях транспортного комплекса составила в 2020 году 2,5 млн. человек (99,6 процента к 2019 году). Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса составила 60,6 тыс. рублей (98,6 процента к 2019 году).
Фактические значения показателей по транспортному комплексу за 2020 год и их оценка в 2021 году определены на основе данных официальной статистической информации в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 671-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 года № 1174-р).
Несмотря на достигнутые положительные сдвиги, состояние транспортного комплекса в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития.
Существенным ограничением решения задач ускорения экономического роста является состояние транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.
Не решены проблемы транспортной доступности Дальнего Востока, в том числе провозной и пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, что является сдерживающим фактором социально-экономического развития регионов.
Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, прежде всего дорожной сети, и транспортного обслуживания сельских территорий не позволили преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом.
Среди современных вызовов, на которые должна ответить транспортная отрасль, особое место занимает недостаточно высокий уровень подвижности населения, которая составляет в России в 2021 году 8 тыс. км на душу населения, что в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. Не решены проблемы в сегменте городского общественного транспорта. Даже в крупных городских агломерациях практически не находят применения современные комплексные решения по опережающему развитию скоростных видов городского транспорта.
Укрепление геостратегических позиций России, закрепление и расширение ее глобальных конкурентных преимуществ требуют существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы на международном рынке транспортных услуг.
Несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли проявляется в низких технических характеристиках международных транспортных коридоров на территории России, недостаточной пропускной способности отечественных портов и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Несмотря на предпринимаемые в последние годы активные меры, существенной проблемой продолжает оставаться безопасность населения на транспорте, которая является системной комплексной проблемой. В дорожно-транспортных происшествиях в 2020 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, погибли 11 человек в расчете на 100 тыс. человек населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, этот показатель составляет в Норвегии 2,1 человека в расчете на 100 тыс. человек населения, в Швеции — 3,1 человека в расчете на 100 тыс. человек населения и в Германии — 3,8 человека в расчете на 100 тыс. человек населения.
Вредное воздействие транспорта на экологию и здоровье населения возрастает. Среди отраслей транспортного комплекса лидирующее положение в части негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения сохраняет автомобильный транспорт. Доля автомобильного транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми источниками достигла 46,7 процента, а в шумовом воздействии на население городов 85-95 процентов.
Недостаточный технический уровень транспортной техники и накопленное отставание в области транспортных технологий препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги и снижению себестоимости перевозок. Доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции значительно выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Недостаточными темпами развиваются технологии интермодальных перевозок, в первую очередь контейнерные.
Уровень внедрения современных систем управления транспортом, в том числе цифровизация транспортной системы, не в полной мере соответствует современным реалиям.
Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли.
Траектория развития транспортного комплекса в среднесрочной и более отдаленной перспективе будет определяться как внешними факторами, так и динамикой спроса экономики и общества на транспортные услуги.
В среднесрочной перспективе прогнозируется уверенный рост показателей транспортного комплекса.
В 2024 году объем перевозок грузов по транспортному комплексу составит 7,6 млрд. тонн (110,7 процента к уровню 2021 года), грузооборот — 3259,9 млрд. т-км (111,2 процента). В 2030 году грузооборот возрастет в 1,24 раза к уровню 2021 года и составит 3789,4 млрд. т-км.
Рост показателей транспортного комплекса является индикатором благоприятных тенденций в экономике и напрямую зависит от динамики объемов производства в основных грузообразующих отраслях и развития мировой торговли.
Транспортоемкость внутреннего валового продукта (без трубопроводного транспорта) в 2022-2024 годах будет снижаться и составит в 2024 году 27 т-км на 1000 рублей внутреннего валового продукта в ценах 2019 года (97,1 процента к уровню 2021 года). В 2030 году снижение транспортоемкости составит 94,7 процента к уровню 2021 года, то есть транспортный комплекс будет одним из факторов экономического роста.
Структура грузооборота и объема перевозок по видам транспорта в среднесрочной перспективе останется практически неизменной. В 2024 году в базовом сценарии около 86 процентов грузооборота будет приходиться на железнодорожный транспорт, а 78,4 процента всех грузов будет перевозиться автомобильным транспортом.
В 2024 году объем переработки грузов в морских портах России планируется на уровне 941,8 млн. тонн (111,4 процента к уровню 2021 года).
Развитие рынка пассажирских перевозок в значительной степени будет формироваться под влиянием роста валового внутреннего продукта, реальных доходов населения, индексов потребительских цен и тарифов на услуги пассажирских перевозок, развития геополитической ситуации и конъюнктуры мирового рынка пассажирских транспортных услуг и снятия ограничений по передвижению граждан.
Пассажирооборот транспорта общего пользования прогнозируется в 2024 году в объеме 634,1 млрд. пасс.-км (133,2 процента к уровню 2021 года).
В прогнозном периоде в целях стабилизации работы пассажирского транспорта и повышения уровня транспортного обслуживания населения планируется сохранить меры по государственной поддержке развития общественного пассажирского транспорта.
Транспортная подвижность населения на транспорте общего пользования в 2022-2024 годах будет расти и составит в 2024 году 4,4 тыс. пасс.-км на 1 человека (134,3 процента к уровню 2021 года).
Транспортная подвижность населения на всех видах транспорта составит в 2024 году 9,3 тыс. пасс.-км на 1 человека (116,3 процента к уровню 2021 года), в 2030 году — 14,2 тыс. пасс.-км на 1 человека (177,5 процента). Рост транспортной подвижности планируется за счет развития скоростных автомобильных дорог, скоростного движения на железнодорожном транспорте, развития региональных перевозок воздушным транспортом и городского пассажирского транспорта.
Транспортный комплекс как базовая отрасль экономики окажет существенное влияние на достижение национальных целей Российской Федерации в 2030 году. Численность занятых в организациях транспортного комплекса к 2030 году возрастет и составит 2,7 млн. человек. Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса увеличится к 2030 году на 19,6 процента к уровню 2021 года, а рост производительности труда составит 122,2 процента.
Объем экспорта транспортных услуг в 2030 году возрастет в 2,2 раза к уровню 2021 года и составит 30 млрд. долларов США, индекс физического объема инвестиций в основной капитал по видам деятельности транспортного комплекса составит 164,6 процента к уровню 2021 года.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации государственной программы, в том числе
общие требования к политике субъектов Российской Федерации
в сфере транспорта
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы на среднесрочный период сформированы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (Указ), в котором определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, предусматривающие повышение уровня и ожидаемой продолжительности жизни граждан, реальный рост инвестиций в основной капитал, рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров в целях осуществления прорывного развития Российской Федерации.
Настоящая Программа является инструментом реализации государственной транспортной политики, ее приоритеты соответствуют стратегическим приоритетам Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р, с учетом уточнения целевых индикаторов на основе отчетных данных форм федерального статистического наблюдения и прогнозных макроэкономических параметров социально-экономического развития Российской Федерации.
Для достижения национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» необходимо обеспечить эффективность системы товародвижения, повысить пространственную связанность и транспортную доступность территорий на базе единой опорной транспортной сети.
Реализация инфраструктурных проектов настоящей Программы в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года на основе комплексного подхода обеспечит ускорение товародвижения за счет повышения качества транспортной инфраструктуры.
Достижение указанного приоритета будет обеспечено за счет реализации до 2024 года следующих целей государственной программы:
— ускорение товародвижения на основе повышения качества транспортной инфраструктуры на 5,7 процента относительно уровня 2021 года. Целевое значение индекса качества транспортной инфраструктуры в 2030 году составит 117,1 процента относительно уровня 2021 года;
— доведение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 50,9 процента. Целевое значение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, в 2030 году составит 60 процентов.
Укрепление геостратегических позиций России, закрепление и расширение ее глобальных конкурентных преимуществ требуют существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы на международном рынке транспортных услуг.
Активная интеграция в систему международных транспортных коридоров, повышение конкурентоспособности российских перевозчиков, увеличение объема и скорости транзитных перевозок, развитие мультимодальных логистических технологий и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации создадут дополнительные возможности для развития российской транспортной системы и дальнейшего совершенствования ее производственной, информационной и технологической инфраструктур, ускорят рост экспорта услуг транспортного комплекса.
Целями настоящей Программы на период до 2024 года являются повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг и рост экспорта услуг транспортного комплекса до 22 млрд. долларов США. Целевое значение экспорта услуг транспортного комплекса в 2030 году составит 30 млрд. долларов США.
Достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» требует качественно нового уровня обеспечения мобильности населения. Повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма возможны на основе роста доступности транспортных услуг для населения, который относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения.
Обеспечение доступности транспортных услуг для населения на уровне, гарантирующем социальную стабильность, территориальную связанность, развитие межрегиональных связей и национального рынка труда, возможно на основе повышения надежности и доступности услуг магистрального пассажирского транспорта.
Особую роль в обеспечении транспортной доступности играют гражданская авиация и железнодорожный транспорт, в сельской местности — автобусный и внутренний водный транспорт. Рост доступности транспортных услуг непосредственно повлияет на темпы реализации приоритетных проектов в области туризма, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и решения жилищных проблем.
Приоритетным вопросом остается развитие городского пассажирского транспорта, транспортное обеспечение крупных городских агломераций, являющихся центрами экономического и социального развития страны. Сбалансированное развитие систем общественного транспорта (включая железнодорожный транспорт смешанного «город-пригород» сообщения) в комплексе с регуляторными мерами в сфере использования автомобилей домохозяйств позволит обеспечить оптимальную транспортную доступность мест проживания, работы и досуговых объектов.
Для снижения негативного влияния на качество жизни населения запланированы переключение части грузопотока на внутренний водный и железнодорожный транспорт, строительство автодорожных обходов вокруг агломераций и внедрение грузового каркаса в агломерациях.
При этом важнейшее значение будет иметь «инфраструктурный эффект» формирования городских агломераций, связанный с реализацией мероприятий и механизмов национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Достижение указанного приоритета будет обеспечено за счет реализации до 2024 года следующих целей настоящей Программы:
— повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения на уровне 9,3 тыс. пасс.-км на 1 жителя. Целевое значение транспортной подвижности населения в 2030 году составит 14,2 тыс. пасс.-км на 1 жителя;
— обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов.
Изменение геополитической ситуации и позиционирования России в мировом сообществе выдвигают новые требования к транспорту как к элементу системы национальной безопасности.
Важнейшая стратегическая цель — повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Транспорт должен быть безопасным для жизни и здоровья населения. Должно быть сведено к минимуму влияние транспорта как источника повышенной техногенной и экологической опасности.
Реализация комплексных мер по снижению количества и тяжести транспортных происшествий и негативного влияния транспорта на окружающую среду должна стать одним из приоритетов государственной транспортной политики и позволит обеспечить достижение национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей».
Целью настоящей Программы до 2024 года является повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств на 6,6 процента относительно уровня 2021 года. В 2030 году сокращение числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств составит 16,1 процента относительно уровня 2021 года.
Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления будет обеспечено на основе цифровой трансформации транспортной отрасли.
Приоритетными направлениями достижения стратегических целей настоящей Программы являются:
— формирование единой опорной транспортной сети и ликвидация инфраструктурных ограничений;
— развитие мультимодальных и транспортно-логистических технологий;
— обновление транспортных средств всех видов транспорта.
Настоящая Программа включает следующие индикаторы достижения национальных целей Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года:
— доля дорожной сети городских агломераций, соответствующей нормативным требованиям;
— доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям.
Настоящая Программа включает также аналитические показатели, характеризующие отдельные сферы или вопросы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, рассчитываемые в рамках Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.
Государственная политика субъектов Российской Федерации в сфере транспортного комплекса является составной частью государственной транспортной политики Российской Федерации и должна быть основана на общих принципах и подходах, определенных государственными стратегическими документами, с учетом:
— максимального учета и отражения особенностей социально-экономического развития и транспортных потребностей регионов Российской Федерации;
— синхронизации планов по развитию транспортной инфраструктуры регионов Российской Федерации с приоритетами развития страны, а также механизмами их реализации;
— планирования развития транспортной инфраструктуры на основе ее координации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
— разграничения полномочий в сфере транспорта между федеральными и региональными органами государственной власти;
— преодоления существенных различий в экономическом и социальном развитии российских регионов, развития единого экономического пространства, рационального межрегионального разделения труда;
— государственной поддержки, включая предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры.
Приоритетами государственной политики субъектов Российской Федерации в сфере транспортного комплекса являются:
— развитие пассажирского транспорта общего пользования (автобусный, внутренний водный транспорт, региональная авиация, пригородные железнодорожные перевозки), включая обновление подвижного состава, развитие транспортных систем крупных городских агломераций, создание современной системы скоростных пассажирских перевозок, транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок;
— увеличение пропускной способности и улучшение параметров автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения;
— увеличение пропускной способности внутренних водных путей;
— обеспечение транспортной доступности удаленных и труднодоступных регионов морским и внутренним водным транспортом;
— обеспечение содержания и развития объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
— повышение экологичности и безопасности транспортного комплекса;
— цифровизация транспортного комплекса в целях достижения «цифровой зрелости» транспортной отрасли и развития новых управленческих технологий.
Субъекты Российской Федерации принимают участие в реализации следующих мероприятий настоящей Программы:
— развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов;
— строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;
— повышение качества дорожной сети общего пользования, в том числе уличной сети, городских агломераций, сельских и труднодоступных территорий;
— приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения;
— развитие региональных аэропортов;
— осуществление реконструкции аэропортовых комплексов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
— создание систем внутригородского железнодорожного транспорта («наземное метро») в крупных городских агломерациях: Краснодар, Уфа, Самара, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск;
— обеспечение доступности региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети;
— повышение качества транспортного обслуживания в городских агломерациях, в том числе обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта.