Программа развития пассажирского транспорта Самарской области (2014-2025г)

Приложение 4
к Государственной программе
Самарской области
\»Развитие транспортной системы
Самарской области
(2014 — 2025 годы)\»
Постановление правительства 
Самарской области от 27.11.2013г №677
 
 
 
 
 
ПОДПРОГРАММА
\»РАЗВИТИЕ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ\» ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
\»РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
(2014 — 2025)\»
(далее — Подпрограмма)
 
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ
 
НАИМЕНОВАНИЕ ПОДПРОГРАММЫ
подпрограмма \»Развитие пассажирского транспорта в Самарской области\» государственной программы Самарской области \»Развитие транспортной системы Самарской области (2014 — 2025)\»
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПОДПРОГРАММЫ
министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее — министерство)
УЧАСТНИКИ ПОДПРОГРАММЫ
министерство образования и науки Самарской области;
министерство имущественных отношений Самарской области
ЦЕЛИ ПОДПРОГРАММЫ
развитие транспортной инфраструктуры Самарской области;
улучшение потребительских индикаторов функционирования транспортных систем Самарской области
ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ
совершенствование технического и технологического обеспечения транспортного обслуживания, поддержка социально значимых пассажирских маршрутных перевозок;
оптимизация структуры парков транспортных средств и ускорение обновления их состава;
формирование маршрутной сети внутриобластных пассажирских перевозок;
внедрение современных информационных технологий в процесс управления пассажиропотоком и обеспечение безопасности перевозок пассажиров;
развитие пассажирских перевозок водным транспортом;
развитие пассажирских перевозок воздушным транспортом, в том числе региональных авиаперевозок
ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ПОДПРОГРАММЫ
темп роста населенности пригородных электропоездов по сравнению с предыдущим годом;
регулярность выполнения внутриобластных межмуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транспортом;
регулярность выполнения пригородных пассажирских перевозок водным транспортом;
регулярность выполнения пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом;
доля автобусов, оборудованных средствами спутниковой навигации системы ГЛОНАСС/GPS, в общем количестве автобусов, выполняющих перевозки на основании договоров об осуществлении регулярных межмуниципальных перевозок, заключенных министерством с перевозчиками;
доля новых маршрутов водного транспорта, открытых в период с 2014 года, в общем количестве действующих маршрутов водного транспорта;
количество приобретенных на условиях лизинга воздушных судов;
количество введенных в эксплуатацию с начала 2014 года воздушных судов;
доля новых остановочных пунктов речного транспорта, открытых в период с 2014 года, в общем количестве действующих остановочных пунктов речного транспорта;
количество объектов причальной инфраструктуры пассажирского речного вокзала в городском округе Самара, по которым разработана проектная документация, прошедшая государственную экспертизу;
 
 
доля заключенных соглашений с транспортными организациями о предоставлении из областного бюджета субсидий в целях возмещения недополученных доходов, возникших в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров речным транспортом пригородного сообщения, в общем числе транспортных организаций, осуществляющих такие перевозки и имеющих право на получение субсидий в соответствии с законодательством Самарской области;
доля заключенных соглашений с организациями железнодорожного транспорта на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом по утвержденным (согласованным) Правительством Самарской области тарифам, в общем числе организаций железнодорожного транспорта, осуществляющих такие перевозки и имеющих право на получение субсидий в соответствии с законодательством Самарской области;
доля заключенных соглашений с транспортными организациями на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан по социальным картам жителя Самарской области и единым социальным проездным билетам в общем числе транспортных организаций, осуществляющих такие перевозки и имеющих право на получение субсидий в соответствии с законодательством Самарской области;
количество автономных учреждений, которым предоставляются субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
2014 — 2016 годы.
Подпрограмма реализуется в один этап
ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПОДПРОГРАММЫ
реализация Подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета, не относящихся к бюджетным ассигнованиям дорожного фонда Самарской области, в том числе за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в пределах лимитов бюджетных обязательств по реализации мероприятий государственной программы, предусматриваемых на соответствующий финансовый год соответствующим главным распорядителям средств областного бюджета в установленном порядке.
Объем финансирования Подпрограммы составляет 5 440 053,785 тыс. рублей,
в том числе:
в 2014 году — 1 891 415,969 тыс. рублей;
в 2015 году — 1 774 970,208 тыс. рублей;
в 2016 году — 1 773 667,608 тыс. рублей
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
повышение населенности пригородных электропоездов в результате оптимизации графиков движения, количества и составности пригородных поездов на 13,6%;
увеличение регулярности выполнения внутриобластных межмуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транспортом до 97%;
увеличение регулярности выполнения пригородных пассажирских перевозок водным транспортом до 100%;
увеличение регулярности выполнения пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом до 100%;
увеличение доли автобусов, оборудованных средствами спутниковой навигации системы ГЛОНАСС/GPS, в общем количестве автобусов, выполняющих перевозки на основании договоров об осуществлении регулярных межмуниципальных перевозок, заключенных министерством с перевозчиками, до 98%;
увеличение доли новых маршрутов водного транспорта, открытых в период с 2014 года, в общем количестве действующих маршрутов водного транспорта до 40%;
увеличение доли новых остановочных пунктов речного транспорта, открытых в период с 2014 года, в общем количестве действующих остановочных пунктов речного транспорта до 20%;
общее количество приобретенных на условиях лизинга воздушных судов достигнет 9 единиц;
количество введенных в эксплуатацию с начала 2014 года воздушных судов составит 9 единиц.
 
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Подпрограмма
 
Устойчивое, сбалансированное и эффективное развитие транспорта служит необходимым условием обеспечения темпов экономического роста, повышения качества жизни населения, создания социально ориентированной экономики.
Перевозка пассажиров в Самарской области осуществляется железнодорожным, автомобильным, городским электрическим, речным транспортом. Кроме того, международный аэропорт \»Курумоч\» предоставляет услуги по обслуживанию пассажиров и обеспечению перевозок пассажиров воздушным транспортом.
Современная территориально-пространственная организация области характеризуется не только наличием Самарско-Тольяттинской агломерации (далее — СТА), но и развитых субрегиональных межмуниципальных связей, определивших формирование территориальных субрегионов за пределами Самарского и Тольяттинского \»ядер\» агломерации.
Самарская область имеет достаточно развитую транспортную инфраструктуру (в большей степени соответствующую высокому транзитному потенциалу региона), важнейшими характеристиками которой являются: развитая сеть железнодорожных магистралей широтного направления, мощные узловые станции железной дороги (Сызрань, Самара, Кинель), достаточно густая и развитая сеть автодорог, наличие нескольких аэродромов в пределах СТА, аэропорт \»Курумоч\» между Самарой и Тольятти, наличие взлетных площадок на северо-востоке области, на территории области имеются три крупных порта и достаточно много пристаней.
В Самарской области активно развивается и сектор пассажирских перевозок. В 2012 году предприятиями транспорта общего пользования Самарской области было перевезено более 472 млн. пассажиров, что составляет 45,6% от объема пассажиропотока 2000 года и 119,9% от объема пассажиропотока 2005 года. Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области о пассажиропотоке за период с 2000 по 2012 год и их распределение по видам транспорта представлены в таблице 1.
 
Таблица 1
 
Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования
 
                                                            млн. человек
Наименование транспорта
2000 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Железнодорожный
20,0
18,5
19,0
17,9
17,6
14,4
11,8
10,7
11,1
Автомобильный
681,0
221,8
178,8
140,0
186,1
156,4
130,0
143,7
319,6 <1>
Трамвайный
188,0
71,6
79,8
93,3
91,2
68,7
64,8
80,9
82,4
Троллейбусный
182,0
69,3
63,7
62,5
57,9
45,1
39,1
43,3
40,4
Метрополитен
27,0
10,8
11,4
12,0
18,8
16,7
17,5
16,0
16,2
Внутренний водный
1,3
1,1
1,1
1,4
1,05
1,2
1,22
1,13
1,1
Воздушный
0,8
1,04
1,22
1,39
1,46
1,31
1,57
1,74
1,87 <2>
Всего
1110,1
394,14
355,02
328,49
374,11
303,81
265,99
297,47
472,67
 
———————————
Примечания:
<1> Изменение методики учета перевозочной деятельности службой заказчика.
<2> Данные годового отчета ОАО \»Международный аэропорт \»Курумоч\».
 
Основной объем пассажирских перевозок в Самарской области приходится на автомобильный транспорт.
В 2012 году им было перевезено 319,6 млн. пассажиров, или 67,6% от общего объема перевозок.
Городской электрический пассажирский транспорт общего пользования обеспечивает основную часть трудовых поездок населения и является важнейшей частью городской инфраструктуры.
В структуре внутригородских перевозок по Самарской области практически каждый второй пассажир осуществляет поездки электротранспортом.
Перевозки пассажиров электротранспортом осуществляются в трех городах Самарской области: трамваями — в Самаре, троллейбусами — в Самаре, Тольятти и Новокуйбышевске.
За период с 2005 по 2008 г. наблюдалась устойчивая тенденция по увеличению количества пассажиров, пользующихся услугами авиации, пассажиропоток увеличился на 40% и составил 1,46 млн. пассажиров за 2008 год, в 2009 году (кризисном) произошел некоторый спад (до 1,31 млн. пассажиров), в 2010 году вновь наблюдалась тенденция роста пассажиропотока (1,57 млн. пассажиров), которая продолжилась в 2011 и 2012 годах, достигнув 1,87 млн. пассажиров в 2012 году.
В настоящее время фактическая нагрузка на аэровокзальный комплекс составляет 750 — 800 пассажиров в час, а в прогнозном периоде до 2020 года — более 2000 пассажиров в час, что значительно превышает проектно-допустимую характеристику (450 пассажиров в час) по обслуживанию пассажиропотока на внутренних и международных авиалиниях.
Объемы перевозок железнодорожным и внутренним водным транспортом в последние три года относительно стабильны.
Несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, его состояние в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень развития достаточным. Растущий спрос на качественные транспортные услуги, в том числе по перевозке пассажиров, удовлетворяется не полностью.
Текущая ситуация в системе организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования осложнена наличием ряда серьезных недостатков и негативных тенденций, устранение которых требует значительных объемов капиталовложений, совершенствования нормативно-правовой и методологической базы и усиления государственной поддержки.
К основным проблемам на современном этапе относятся:
отсутствие правовой базы, регулирующей в достаточной мере вопросы развития и функционирования пассажирского транспорта, что прежде всего относится к федеральному законодательству;
недопустимо высокий уровень износа пассажирского парка транспортных средств, более 70 процентов которых эксплуатируются за пределами амортизационных сроков;
эксплуатируемые в настоящее время пассажирские транспортные средства не удовлетворяют современным требованиям, необходима их замена на более современные модификации;
неполное возмещение из бюджетов всех уровней предприятиям — перевозчикам выпадающих доходов от оказания услуг пассажирам, пользующимся льготным проездом;
неравномерность развития пассажирской транспортной сети;
необходимость совершенствования системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров.
Показатели, характеризующие степень состояния основных фондов организаций транспорта, представлены в таблице 2.
 
Таблица 2
 
Показатели использования основных фондов
организаций транспорта, в процентах
 
Наименование транспорта
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Степень износа основных фондов
Железнодорожный транспорт
18,5
24,1
25,6
24,2
27,8
29,8
29,9
Автомобильный (автобусный) пассажирский транспорт, подчиняющийся расписанию
49,9
47,8
31,4
34,0
49,4
47,3
43,8
Городской электрический транспорт
39,6
40,6
40,8
40,9
39,1
42,1
44,6
Внутренний водный транспорт
68,4
61,0
83,3
83,3
83,9
82,6
78,6
Воздушный транспорт
61,9
81,4
63,2
61,1
63,2
46,3
58,6
Итого
35,8
42,7
41,0
39,3
43,4
42,5
44,7
Коэффициент обновления основных фондов (к наличию на конец года)
Железнодорожный транспорт
7,5
8,4
9,1
16,7
5,0
4,6
9,9
Автомобильный (автобусный) пассажирский транспорт, подчиняющийся расписанию
9,2
25,9
47,3
13,9
8,6
19,0
20,1
Городской электрический транспорт
4,4
3,5
6,5
5,4
11,6
1,8
2,7
Внутренний водный транспорт
4,9
0,2
0,4
0,8
1,0
8,8
2,3
Воздушный транспорт
4,7
1,0
1,9
5,3
0,1
44,3
25,5
Итого
10,1
10,2
9,4
11,6
6,7
6,0
10,8
 
Автомобильный (автобусный) пассажирский транспорт
 
Основной объем пассажирских перевозок в Самарской области приходится на автомобильный транспорт. В 2012 году им было перевезено 319,6 млн. пассажиров, или 67,6% от общего объема перевозок.
За период с 2000 по 2012 год количество автобусного парка, в том числе ведомственного, возросло с 16092 до 21650 единиц или, в 1,34 раза.
При этом с 2000 по 2010 год объем ежегодно выполняемых перевозок автомобильным транспортом снизился с 681 до 130 млн. человек, или в 5,2 раза, с 2011 года наметилась тенденция к росту пассажироперевозок, достигнув в 2012 году 319,6 млн. человек.
За период с 2001 по 2011 год объем ежегодно перевозимых пассажиров в междугородном сообщении снизился с 4,3 до 1,5 млн. человек, или в 2,9 раза, в пригородном — с 17,3 до 4,7 млн. человек или в 3,7 раза.
На данные показатели повлияло изменение структуры автобусного парка. Выбыла из эксплуатации в связи с износом значительная часть автобусов большой и средней вместимости, на замену которым пришли в значительно большем количестве автобусы особо малой и малой вместимости.
На сокращение объемов перевозок, особенно на пригородных и междугородных маршрутах, повлияла так называемая монетизация льгот.
Количество автобусов общего пользования за рассматриваемый период сократилось с 4077 до 987 единиц (в 4,13 раза), а их доля в общем количестве автобусов уменьшилась с 25,3% до 4,6%.
За этот же период количество автобусов, находящихся в собственности граждан, выросло с 3891 до 11988 единиц (в 3,3 раза) и составило 49,9% от общего количества автобусного парка. Более половины парка автобусов (7184 единицы), находящейся в частном пользовании, составляют микроавтобусы марки \»ГАЗель\».
Существующая тенденция снижения объемов перевозок пассажиров автобусами большой и средней вместимости происходит по ряду причин:
муниципальные пассажирские автотранспортные организации прекратили выполнение перевозок в междугородном и пригородном сообщениях (за исключением перевозок к местам расположения садово-дачных массивов);
часть перевозок в междугородном и пригородном сообщениях выполняется частными перевозчиками, преимущественно на автобусах малой и особо малой вместимости. Насыщение рынка транспортных услуг подобными автобусами не решает проблемы перевозки пассажиров, отрицательно сказывается на обеспечении безопасности перевозок и экологической ситуации. Коммерциализация пассажирских перевозок приводит к дисбалансу удовлетворения потребительского спроса населения. В то время как платежеспособный спрос населения удовлетворяется полностью, возможность обеспечения социальных гарантий граждан льготных категорий существенно снижается;
нерегулируемый рост цен на топливо, запасные части и агрегаты в 2007 — 2012 годах привел к значительному увеличению эксплуатационных затрат, росту себестоимости пассажирских перевозок и, соответственно, тарифов;
резкое сокращение парка автобусов общего пользования, низкие темпы его обновления.
Пассажирские перевозки транспортом общего пользования, выполняемые с предоставлением льгот по проезду, всегда являлись убыточными, поскольку льготами на проезд в соответствии с действующим законодательством пользуются свыше 60 категорий пассажиров.
Введение проезда по социальной карте жителя Самарской области сделало возможным введение системы персонифицированного учета поездок, совершаемых отдельными категориями граждан в городском и внутрирайонном сообщениях, и возмещение связанных с этим расходов транспортных организаций.
Постановлением Правительства Самарской области от 27.12.2010 N 696 \»Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан путем предоставления средств областного бюджета транспортным организациям в целях возмещения понесенных ими расходов на оказание услуг по перевозке отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам и (или) социальным картам жителя Самарской области\» утвержден Порядок обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан путем предоставления средств областного бюджета транспортным организациям в целях возмещения понесенных ими расходов на оказание услуг по перевозке отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам и (или) социальным картам жителя Самарской области, в соответствии с которым расходы транспортных организаций, осуществляющих на территории Самарской области данные перевозки отдельных категорий граждан по социальным картам жителя Самарской области, возмещаются в полном объеме.
В настоящее время проезд по социальным картам жителя Самарской области введен в городских округах Самара, Тольятти, Жигулевск, Отрадный, Новокуйбышевск и Похвистнево, апробируется введение указанной системы проезда в муниципальном районе Похвистневский.
Сумма возмещения указанных расходов транспортным организациям за 2012 год составила 835 295,14 тыс. рублей, в том числе 196 476,4 тыс. рублей, выплаченных в 2013 году за 4-й квартал 2012 года.
Отсутствие системы персонифицированного учета поездок, совершаемых льготными категориями граждан в городском и внутрирайонном сообщениях, в остальных муниципальных образованиях в Самарской области не позволяет достоверно определить размер субсидий областного бюджета, необходимый для покрытия убытков транспортных организаций от перевозки отдельных категорий граждан. Введение в них проезда с использованием социальной карты жителя Самарской области должно способствовать решению данной проблемы.
В настоящее время законодательством Самарской области не предусматриваются меры, стимулирующие предприятия общественного транспорта к приобретению автобусов большой и средней вместимости.
Не нашла широкого применения практика предоставления налоговых льгот и субсидий предприятиям — перевозчикам для компенсации части процентных ставок по кредитам (договорам лизинга) в целях пополнения парка транспортных средств автобусами большой и средней вместимости для эксплуатации на закрепленной за ними маршрутной сети межмуниципальных маршрутов.
 
Городской электрический транспорт
 
Городской электрический пассажирский транспорт общего пользования обеспечивает основную часть трудовых поездок населения и является важнейшей частью городской инфраструктуры.
Электротранспорт не только социально значим, но и экологически безопасен, что является важным для городской среды, особенно мегаполисов.
В структуре внутригородских перевозок по Самарской области практически каждый второй пассажир осуществляет поездки электротранспортом.
Перевозки пассажиров электротранспортом осуществляются в трех городах Самарской области: трамваями — в Самаре, троллейбусами — в Самаре, Тольятти и Новокуйбышевске.
Степень износа основных фондов электротранспорта соответствует средним значениям по транспортным организациям (36 — 41%). В обновлении основных фондов электротранспорт находится на одном из самых последних мест, уступая лишь речному транспорту.
Электротранспорт является убыточным видом муниципального транспорта. Его инвестирование практически целиком осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней.
В то же время на долю городского электрического транспорта приходится около половины перевозок от общего объема перевозок пассажиров общественным транспортом по Самарской области.
Эксплуатационная длина путей электрического наземного транспорта сохранилась на прежнем уровне, что является положительным фактором.
В 2012 году в Самарской области действовали 9 станций метрополитена, 22 трамвайных и 49 троллейбусных маршрутов.
За период с 2000 по 2012 год парк транспортных средств практически не изменился. Количество троллейбусов сократилось на 9% из-за вынужденного выбытия изношенных машин, что не отразилось на провозных возможностях городского транспорта.
Следует отметить, что подвижной состав наземного электрического транспорта сильно изношен.
По состоянию на 1 января 2013 года средний возраст парка трамвайных вагонов составил более 29 лет при нормативном сроке эксплуатации 18 лет.
В троллейбусном парке средний возраст транспортных средств при нормативном сроке службы 14 лет составил:
в г. Самаре — 21 год 7 месяцев;
в г. Тольятти — 17 лет;
в г. Новокуйбышевске — 18 лет.
Высокая степень изношенности приводит к простоям из-за технической неисправности значительной части подвижного состава. Выпуск на линию изношенных транспортных средств является причиной срывов рейсов.
Финансовые ресурсы организаций городского электрического транспорта не позволяют в необходимой степени обновлять и пополнять парк транспортных средств.
За период с 2000 по 2007 год парк наземного электротранспорта пополнен всего тремя новыми трамвайными вагонами и 21 новым троллейбусом. В 2008 году приобретено 10 троллейбусов и 10 трамвайных вагонов, в 2009 году — 30 трамвайных вагонов и 6 троллейбусов, за период с 2010 по 2013 год — 9 трамвайных вагонов и 19 троллейбусов.
Изношенность эксплуатируемого подвижного состава городского пассажирского транспорта является одним из ключевых моментов ряда программ по модернизации транспортной системы, принятых на различных уровнях.
Число перевезенных пассажиров городским электротранспортом в 2012 году составило 139 млн. человек (таблица 3) и снизилось почти в три раза по сравнению с 2000 годом, то есть до 35% от уровня 2000 года.
 
Таблица 3
 
Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом
 
                                                               млн. человек
Наименование транспорта
2000 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Трамвайный
188,0
71,6
79,8
93,3
91,2
68,7
64,8
80,9
82,4
Троллейбусный
182,0
69,3
63,7
62,5
57,9
45,1
39,1
43,3
40,4
Метрополитен
27,0
10,8
11,4
12,0
18,8
16,7
17,5
16,0
16,2
Всего перевезено
397,0
151,7
154,9
167,8
167,9
130,5
121,4
140,2
139,0
 
На снижении объемов перевозок пассажиров трамвайным и троллейбусным транспортом в последние годы отразилось перераспределение части пассажиропотока на маршрутные автобусы и увеличение числа легковых автомобилей в личном пользовании.
Несмотря на неоднократное повышение тарифов, перевозки пассажиров городским электрическим транспортом остаются убыточными.
Характерной чертой деятельности электротранспорта является сохранение не только протяженности, но и количества действующих маршрутов в отличие от автобусных перевозок.
Проблемным моментом остается старение подвижного состава, снижение временной продолжительности транспортного обслуживания населения, сокращение количества транспорта для работы в вечерние и ночные часы.
Увеличение числа легковых автомобилей привело к дальнейшему снижению средней скорости передвижения автотранспорта по городу и исчерпало пропускную способность вновь построенных дорог. Подобная ситуация характерна для всех крупнейших городов не только России, но и мира и явно свидетельствует о том, что в городах личный автотранспорт не только не справляется со своей основной функцией — доставкой от мест проживания к местам приложения труда, но и служит основным источником, препятствующим движению общественного транспорта.
При существующем количестве магистралей и невозможности увеличения их пропускных способностей развитие городского электротранспорта является первоочередной и наиболее эффективной мерой борьбы с автомобильными заторами на дорогах области, а наличие уже имеющегося и разветвленного путевого хозяйства является огромным преимуществом для минимизации затрат.
 
Речной пассажирский транспорт
 
Речной пассажирский транспорт, являясь неотъемлемой составной частью системы пассажирского транспорта Самарской области, обеспечивает внутригородские, внутриобластные и межрегиональные связи. Это один из старейших видов транспорта, обслуживающего жителей области.
Наиболее значительное развитие речной пассажирский транспорт получил со времени открытия магистральных маршрутов скоростных судов. Однако в последние годы произошло снижение объема перевозок, а перевозки на скоростных судах прекращены. Перестали осуществляться следующие межобластные маршруты:
Самара — Казань;
Самара — Ульяновск;
Самара — Саратов;
Самара — Балаково.
Сократилось количество внутриобластных маршрутов, были закрыты многие остановочные пункты речного транспорта.
В настоящее время на долю речного пассажирского транспорта приходится только 0,32% от общего объема перевозок пассажиров всеми видами транспорта на территории области.
Падение объема перевозок явилось следствием:
старения судов и выбытия скоростного флота (средний возраст судов \»Москва\» составляет 30 лет, \»ОМ\» — 50 лет);
увеличения эксплуатационных затрат (высокая стоимость дизельного топлива и горюче-смазочных материалов);
неудовлетворительного технического состояния дебаркадеров (средний возраст дебаркадеров составляет 50 лет).
Одной из острых проблем для жителей Самарской области является отсутствие постоянной и надежной транспортной связи водным путем с населенными пунктами, расположенными на правом берегу реки Волги.
В настоящее время перевозки пассажиров речным транспортом в Самарской области по установленному расписанию и по тарифам, утвержденным Правительством Самарской области, осуществляются ООО \»Самарское речное пассажирское предприятие\» (далее — ООО \»СРПП\») и ОАО \»Порт Тольятти\».
ООО \»СРПП\» осуществляет перевозки по 6 маршрутам:
1. Самара — Винновка;
2. Самара — Зольное;
3. Самара — Рождествено;
4. Осипенко — Гаврилова Поляна;
5. Осипенко — Зеленая Роща;
6. Октябрьский спуск — Рождествено (грузопассажирская переправа).
В межнавигационный период ООО \»СРПП\» осуществляет пассажирские перевозки на переправе Самара — Рождествено судами на воздушной подушке.
Зона эксплуатационной деятельности предприятия включает 19 остановочных пунктов.
Количество пассажирских судов, задействованных на перевозках, составляет 10 единиц.
ОАО \»Порт Тольятти\» осуществляет перевозки по 3 маршрутам:
1. Тольятти — Подвалье;
2. Тольятти — Березовка;
3. Шлюзовой — Копылово (внутригородская переправа).
Зона эксплуатационной деятельности предприятия включает 9 остановочных пунктов.
Количество пассажирских судов, задействованных на перевозках, составляет 4 единицы.
В настоящее время для перевозки пассажиров в Самарской области используются водоизмещающие речные суда, построенные в 50 — 80-е годы прошлого века, и единственное скоростное судно на подводных крыльях типа \»Восход\» постройки 1993 года. Эксплуатируемые суда морально и физически устарели.
 
Воздушный транспорт
 
Деятельность, обеспечивающую авиационные перевозки на территории Самарской области, осуществляют аэропорты и аэродромы.
Существующая на территории Самарской области сеть аэродромов и вертолетных площадок практически не используется в интересах социально-экономического развития региона и повышения транспортной доступности для населения.
Расположенный на территории Самарской области международный аэропорт \»Курумоч\» входит в национальную опорную аэродромно-аэропортовую сеть России и является крупнейшим авиационным транспортным узлом Приволжского федерального округа.
На долю аэропорта приходится почти 100% объема работ по обслуживанию пассажиров, пользующихся услугами воздушного транспорта. Он связан воздушными линиями практически со всеми регионами Российской Федерации, со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Авиаперевозку пассажиров осуществляют основные авиакомпании \»ЮтЭйр\», \»Аэрофлот\», \»Оренбургские авиалинии\», \»S7\», \»Татарстан\», \»Люфтганза\», \»Чешские аэролинии\», на долю которых приходится почти 95% перевозок.
Международный аэропорт \»Курумоч\», являющийся крупнейшим и наиболее перспективным в Поволжье, входит в десятку лидирующих аэропортов России. Он введен в эксплуатацию в 1961 году.
Объем пассажиров в международном аэропорту \»Курумоч\» в 2012 году составил 1,89 млн. пассажиров, что на 9% превышает объем 2011 года (1,74 млн. пассажиров) и имеет устойчивую тенденцию роста.
В настоящее время в соответствии с подпрограммой \»Гражданская авиация\» федеральной целевой программы \»Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 гг.)\» ведутся работы по реализации проекта \»Реконструкция и модернизация международного аэропорта \»Курумоч\», которая позволит увеличить пропускную способность аэровокзала аэропорта до 2 000 пассажиров в час, в том числе на внутренних воздушных линиях до 1 200 пассажиров в час (в настоящее время 600 пассажиров в час), на международных воздушных линиях — до 800 пассажиров в час (в настоящее время 150 пассажиров в час).
Проектом предусматривается реконструкция и строительство основных объектов аэродрома, являющихся федеральной собственностью.
Заказчик-застройщик проекта — ФГУП \»Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)\», генеральный проектировщик — ФГУП \»ГПИиНИИ \»Аэропроект\», генеральный подрядчик — ЗАО \»ИРМАСТ-ХОЛДИНГ\».
За счет средств федерального бюджета (8501,7 млн. рублей) планируется произвести реконструкцию двух взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перрона, водосточно-дренажной системы, очистных сооружений, ограждения аэродрома, объездной автодороги, замену светосигнального оборудования.
Федеральной целевой программой также предусмотрено финансирование за счет средств внебюджетных источников (8722,2 млн. рублей).
В декабре 2011 года заключено соглашение между Росавиацией и ОАО \»Международный аэропорт \»Курумоч\», предметом которого является участие ОАО \»Международный аэропорт \»Курумоч\» в соинвестировании реализации проекта.
В мае 2012 года контрольный пакет акций ОАО \»Международный аэропорт \»Курумоч\» переведен в собственность государственной корпорации \»Ренова\» (инвестор проекта развития международного аэропорта \»Курумоч\»). В соответствии с условиями Инвестиционного соглашения о реконструкции международного аэропорта \»Курумоч\» между ОАО \»Корпорация развития Самарской области\» и ЗАО \»Курумоч-Инвест\» от 17.01.2012 не позднее 31.12.2014 планируется завершение строительства нового пассажирского терминала, оснащенного самым современным технологическим оборудованием, площадью около 40 тыс. кв. м с пропускной способностью не менее 3,5 млн. пассажиров и уровнем обслуживания \»С\» по классификации ИАТА. По мере увеличения пассажиропотока площадь терминала планируется расширить до 60 тыс. кв. м (2 этап). Также в рамках 1 этапа реализации проекта планируется возведение нового грузового терминала, модернизация инженерных систем и коммуникаций аэропорта.
 
Железнодорожный транспорт
 
Куйбышевская железная дорога осуществляет перевозку пассажиров Самарской области в пригородном сообщении.
Объемы перевозок пассажиров в 2012 году по сравнению с 2005 годом снизились на 40% и составили 11,1 млн. пассажиров, доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок составляет 2,35%.
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении являются социально значимыми, и областным бюджетом ежегодно предусматриваются субсидии организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на возмещение недополученных доходов в связи с регулированием тарифов Правительством Самарской области.
В 2012 году пригородные железнодорожные перевозки по территории Самарской области выполнялись:
ОАО \»Самарская пригородная пассажирская компания\» (далее — ОАО \»Самарская ППК\») — по внутриобластным маршрутам;
ОАО \»Башкортостанская пригородная пассажирская компания\» (далее — ОАО \»БППК\») — перевозки поездами межрегионального сообщения с маршрутами следования по Ульяновской, Пензенской областям и Республике Татарстан.
Общий объем перевозок в пригородном сообщении по территории Самарской области в 2012 году составил 8,82 млн. человек, в том числе перевозок, осуществляемых ОАО \»Самарская ППК\», — 8,35 млн. человек.
ОАО \»Самарская ППК\» образовано в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 59 \»Об участии в создании открытого акционерного общества \»Самарская пригородная пассажирская компания\» для организации внутриобластных пригородных пассажирских железнодорожных перевозок на территории Самарской области по регулируемым Правительством Самарской области тарифам.
Компания создана без наделения имуществом со следующим распределением акций:
Правительство Самарской области — 51%;
ОАО \»Российские железные дороги\» — 49%.
С 01.09.2010 ОАО \»СППК\» начато выполнение пригородных пассажирских перевозок во взаимодействии с Куйбышевской железной дорогой — филиалом ОАО \»РЖД\» на основании агентского договора об оформлении железнодорожных проездных документов.
С 01.01.2011 ОАО \»Самарская ППК\» осуществляет свою деятельность в качестве перевозчика.
ОАО \»Самарская ППК\» обеспечивает перевозки на направлениях:
Самара-Сызрань;
Самара-Похвистнево;
Самара-Жигулевское море;
Самара-Кинель-Бузулук (в пределах Самарской области).
На направлении Самара-Сызрань курсируют 23 поезда по маршрутам Мирная-Сызрань — 11 поездов, Обшаровка-Сызрань — 1 поезд, Мирная-Безенчук — 9 поездов, Чапаевск-Мирная — 1 поезд, Новокуйбышевская-Самара — 1 поезд. Объем перевозок за 2012 год составил 4,5 млн. человек.
На направлении Самара — Похвистнево курсируют 16 поездов по маршрутам Самара — Похвистнево — 8 поездов, Самара — Новоотрадная — 3 поезда, Самара — Кротовка — 2 поезда, Самара-Кинель — 3 поезда. Объем перевозок за 2012 год составил 3 млн. человек.
На направлении Самара — Жигулевское море курсируют 15 поездов по маршрутам Средневолжская — Жигулевское море — 2 поезда (летом — продлеваются до станции Отвага), Самара — Жигулевское море — 1 поезд, Жигулевское море — Стахановская — 1 поезд, Самара — Курумоч — 9 поездов, в том числе 3 поезда — летом, Курумоч — Жигулевское море — 2 поезда. Объем перевозок за 2012 год составил 0,77 млн. человек.
На направлении Самара — 1236 км — Бузулук курсируют 4 поезда по маршрутам Кинель — 1236 км — 2 поезда, Самара — 1236 км — 2 поезда. Объем перевозок за 2012 год составил 0,08 млн. человек.
Наиболее востребованными являются маршруты на направлениях Самара — Сызрань, Самара — Похвистнево.
Итоги работы компании за 2012 год характеризуются следующими параметрами:
количество перевезенных пассажиров — 8,35 млн. человек;
объем вагоно-километровой работы — 10,7 млн. вагоно-километров.
Количество курсирующих поездов — 55 круглогодично и 3 сезонно (летнего назначения).
Создание и развитие компании позволило сохранить социальную направленность пригородных железнодорожных пассажирских перевозок и обеспечить прозрачность затрат на их осуществление.
Вместе с тем для изучения спроса населения на пригородные железнодорожные перевозки, планирования расписания движения и составности поездов необходимо проведение обследования пассажиропотоков на пригородном железнодорожном транспорте.
Субсидии из бюджета Самарской области на покрытие убытков от регулирования тарифов в 2012 году, перечисленные на компенсацию выпадающих доходов ОАО \»Самарская ППК\», составили 199206 тыс. рублей.
На 2013 год на указанные цели предусмотрено 260 000 тыс. рублей.
На 2014 — 2016 годы для указанных целей планируется выделить 748 000,00 тыс. рублей (в 2014 году — 228 000,00 тыс. рублей, в 2015 — 2016 годах — по 260 000,00 тыс. рублей ежегодно).
Выпадающие доходы от перевозки студентов и школьников в Самарской области за 2012 год составили 23 339,8 тыс. рублей, компенсировано средств в объеме 23 339,8 тыс. рублей, в т.ч. средств областного бюджета в сумме 1 166,9 тыс. рублей.
На 2013 год предусмотрено предоставление субсидий за счет средств областного бюджета в сумме 27 021 тыс. рублей.
Проектом областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предлагается предусмотреть аналогичное финансирование.
В настоящее время многие остановочные пункты в пригородном железнодорожном сообщении находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.
Решение проблем, существующих в транспортной отрасли региона, направленное на обеспечение поступательного роста социально-экономического развития области и повышения уровня жизни населения, следует осуществлять комплексно. Это возможно при использовании программно-целевого метода, что будет способствовать более эффективному использованию финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
 
2. Цели и задачи Подпрограммы,
сроки и этапы реализации Подпрограммы
 
Цели Подпрограммы:
развитие транспортной инфраструктуры Самарской области;
улучшение потребительских индикаторов функционирования транспортных систем Самарской области.
Комплексный характер поставленных целей обуславливает их достижение при условии реализации мероприятий Подпрограммы и решения следующих задач:
для достижения цели \»Развитие транспортной инфраструктуры Самарской области\»:
оптимизация структуры парков транспортных средств и ускорение обновления их состава;
развитие пассажирских перевозок внутренним водным транспортом;
развитие пассажирских перевозок воздушным транспортом, в том числе региональных авиаперевозок;
для достижения цели \»Улучшение потребительских индикаторов функционирования транспортных систем Самарской области\»:
совершенствование технического и технологического обеспечения транспортного обслуживания, поддержка социально значимых пассажирских маршрутных перевозок;
внедрение современных информационных технологий в процесс управления пассажиропотоком и обеспечение безопасности перевозок пассажиров;
формирование маршрутной сети внутриобластных пассажирских перевозок.
Реализация Подпрограммы рассчитана на период с 2014 по 2016 год. Подпрограмма реализуется в один этап.
 
3. Показатели (индикаторы), характеризующие
ежегодный ход и итоги реализации Подпрограммы
 
Перечень показателей (индикаторов), характеризующих ежегодный ход и итоги реализации настоящей Подпрограммы, представлены в приложении 6 к государственной программе Самарской области \»Развитие транспортной системы Самарской области (2014 — 2025 годы)\» (далее — Государственная программа).
 
4. Перечень мероприятий Подпрограммы
 
Транспортная отрасль является одним из системообразующих секторов экономики Самарской области, обеспечивающих ее территориальную целостность и единство экономического пространства.
Изменение характера экономических связей, структуры и объемов товаропотоков, транспортная подвижность населения свидетельствуют о необходимости развития транспортной инфраструктуры.
Подпрограмма включает мероприятия, относящиеся к развитию пассажирского транспорта в Самарской области, его инфраструктуры, и предусматривает:
создание условий для удовлетворения потребностей населения в услугах автомобильного, электрического, речного, воздушного и железнодорожного видов транспорта, повышения качества этих услуг, повышения надежности, безопасности и экологичности функционирования транспортной системы;
модернизацию технического и технологического обеспечения пассажирского транспорта;
совершенствование правовой базы для эффективного реформирования отрасли и обновления подвижного состава.
Учитывая капиталоемкость мероприятий Подпрограммы, направленных на строительство и модернизацию объектов транспортной инфраструктуры по обслуживанию пассажиров, создание новых предприятий, реализацию проектов по развитию альтернативных видов транспорта, их выполнение будет осуществляться с привлечением частного капитала и кредитных ресурсов финансовых организаций.
Организационное взаимодействие органов исполнительной власти Самарской области, представителей бизнеса и кредитных учреждений будет осуществляться на основе принципов и механизмов государственно-частного партнерства.
Для решения проблемы стабилизации, последующего увеличения объемов перевозок пассажиров и предоставления качественных транспортных услуг необходимо реализовать комплекс мер, направленных на:
совершенствование законодательной базы;
совершенствование процесса организации и контроля перевозок пассажиров;
обновление подвижного состава и развитие транспортной инфраструктуры.
Для развития междугородных и пригородных перевозок автомобильным транспортом необходимо расширение сети автовокзалов (автостанций), в том числе в городском округе Самара, а также реконструкция и ремонт действующих.
В городском округе Самара планируется строительство автовокзала в районе пересечения Московского и Волжского шоссе, а также в районе автостанции \»Аврора\» и мостового перехода \»Фрунзенский\».
В целях повышения безопасности и качества организации межмуниципальных перевозок будет продолжено внедрение системы диспетчеризации (контроля исполнения договоров) межмуниципальных маршрутов автомобильного транспорта с использованием систем спутниковой навигации, реализуемой при участии государственного автономного учреждения Самарской области \»Региональный телекоммуникационный центр\».
В целях обеспечения безопасности населения на метрополитене в рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1285-р, будет продолжена работа по оснащению станций метрополитена инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности, модернизации систем видеонаблюдения постов управления обеспечением транспортной безопасности.
Для решения задачи сохранения и развития электротранспорта в Самарской области необходимо:
рассмотреть возможность разработки нормативного правового акта Самарской области, устанавливающего порядок предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций и транспортному налогу для метрополитена и организаций городского электрического транспорта в части подвижного состава, используемого для регулярных пассажирских перевозок;
обновить подвижной состав трамваев и троллейбусов на условиях привлечения как бюджетного, так и внебюджетного финансирования.
В целях подготовки и повышения уровня квалификации специалистов транспортной отрасли планируется продолжить работы по формированию на базе государственных образовательных организаций Самарской области единого центра подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере организации перевозок, управления и технического сервиса на автомобильном транспорте, разработки программ по обучению, подготовке, переподготовке и повышению квалификации.
Для решения проблемы восстановления объемов речных перевозок до уровня 2000 года и последующего развития маршрутной сети речных перевозок необходимо:
производить периодическую замену (обновление) судов на воздушной подушке, используемых для организации перевозок в межнавигационный период;
в целях развития материально-технической базы осуществлять приобретение плавучих причальных сооружений для обустройства остановочных пунктов, выполнить работы по проектированию и капитальному ремонту пассажирского речного вокзала и пассажирской причальной инфраструктуры в городском округе Самара;
в целях обеспечения безопасности пассажирских перевозок речным транспортом необходимо на ежегодной основе проводить комплекс путевых работ на дополнительных судовых ходах.
Для решения задач по развитию воздушного транспорта (пассажирских авиаперевозок), рациональному использованию аэропортовой инфраструктуры необходимо:
разработать и реализовать мероприятия по оснащению авиационного парка авиакомпании, базирующейся на территории Самарской области, воздушными судами для осуществления авиаперевозок, в том числе за счет предоставления бюджетных инвестиций;
в целях развития инфраструктуры реализовать проект строительства нового аэровокзального комплекса международного аэропорта \»Курумоч\»;
в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе необходимо предоставлять субсидии организациям воздушного транспорта.
Для решения задач по развитию пригородных пассажирских перевозок в железнодорожном сообщении необходимо:
сохранить социальную направленность пригородных железнодорожных пассажирских перевозок;
приобрести в собственность Самарской области три электропоезда (аэроэкспресса) для последующего оформления их в качестве вклада Самарской области в уставный капитал ОАО \»Самарская ППК\»;
в целях оптимизации расписаний движения и составности поездов осуществлять проведение обследований пассажиропотоков в пригородном железнодорожном сообщении;
разработать и реализовать мероприятия в целях развития на территории Самарской области транспортного обслуживания населения пригородным железнодорожным пассажирским транспортом, в том числе в рамках предоставления бюджетных инвестиций на развитие железнодорожной инфраструктуры, предназначенной для обслуживания населения в пригородном железнодорожном сообщении.
Указанные бюджетные инвестиции будут предоставляться в рамках увеличения уставного капитала ОАО \»Самарская ППК\», что потребует для сохранения установленного при ее создании распределения долей между учредителями соответствующих взносов в уставный капитал со стороны ОАО \»Российские железные дороги\» (далее — ОАО \»РЖД\») и будет способствовать развитию предприятия.
Перечень мероприятий Подпрограммы с указанием планируемых объемов их финансирования и сроков реализации приведены в приложении 1 к Подпрограмме.
 
5. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы
 
Финансирование реализации Подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета, не относящихся к бюджетным ассигнованиям дорожного фонда Самарской области. Объемы финансирования Подпрограммы составляют 5 440 053,785 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году — 1 891 415,969 тыс. рублей;
в 2015 году — 1 774 970,208 тыс. рублей;
в 2016 году — 1 773 667,608 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется в следующих формах бюджетных ассигнований:
обеспечение выполнения функций казенных учреждений;
предоставление межбюджетных трансфертов в форме субвенций местным бюджетам по мероприятию, указанному в пункте 2.1.8 Перечня мероприятий Подпрограммы (приложение 1 к Подпрограмме);
предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями и унитарными предприятиями, по мероприятию, указанному в пункте 1.3.2 Перечня мероприятий Подпрограммы (приложение 1 к Подпрограмме);
предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) — производителям товаров, работ, услуг по мероприятиям, указанным в пунктах 1.2.1, 1.3.1, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6 Перечня мероприятий Подпрограммы (приложение 1 к Подпрограмме);
предоставление бюджетных ассигнований на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд по мероприятиям, указанным в пунктах 1.1.1, 1.2.2, 2.1.2, 2.1.7 Перечня мероприятий Подпрограммы (приложение 1 к Подпрограмме).
Предоставление из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям — производителям услуг по перевозке пассажиров, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения указанным лицам недополученных доходов в связи с оказанием ими в сфере речного транспорта пригородного сообщения услуг по перевозке пассажиров по утвержденным (согласованным) Правительством Самарской области тарифам, а также субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям — производителям услуг по перевозке пассажиров, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения указанным лицам недополученных доходов в связи с оказанием ими в сфере железнодорожного транспорта пригородного сообщения услуг по перевозке пассажиров по утвержденным (согласованным) Правительством Самарской области тарифам осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий за счет средств областного бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям — производителям услуг по перевозке пассажиров, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения указанным лицам в текущем финансовом году недополученных доходов в связи с оказанием ими в сфере железнодорожного и речного транспорта пригородного сообщения услуг по перевозке пассажиров по утвержденным (согласованным) Правительством Самарской области тарифам (приложение 2 к Подпрограмме).
Предоставление из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий из областного бюджета государственным (муниципальным) учреждениям) — производителям услуг, осуществляющим перевозки пассажиров речным транспортом, в целях возмещения затрат на проведение комплекса путевых работ осуществляется в соответствии с Порядком предоставления в 2014 — 2016 годах субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) — производителям услуг, осуществляющим перевозки пассажиров речным транспортом, в целях возмещения затрат на проведение комплекса путевых работ (приложение 3 к Подпрограмме).
Предоставление из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта в целях возмещения недополученных доходов (компенсации потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении) в связи с оказанием услуг по перевозке обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении осуществляется в соответствии с Порядком предоставления из областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта в целях возмещения недополученных доходов (компенсации потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении) в связи с оказанием услуг по перевозке обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (приложение 4 к Подпрограмме).
Предоставление средств областного бюджета транспортным организациям в целях возмещения понесенных ими расходов на оказание услуг по перевозке отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам и (или) социальным картам жителя Самарской области осуществляется в соответствии с Порядком обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан путем предоставления средств областного бюджета транспортным организациям в целях возмещения понесенных ими в предыдущем и (или) текущем финансовом году расходов на оказание транспортных услуг по перевозке автомобильным транспортом общего пользования, городским наземным электрическим транспортом, метрополитеном отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам и (или) социальным картам жителя Самарской области (приложение 5 к Подпрограмме).
Субвенции органам местного самоуправления на исполнение государственных полномочий по организации транспортного обслуживания предоставляются в соответствии с Законом Самарской области \»О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации транспортного обслуживания населения на территории Самарской области\».
Распределение средств областного бюджета, выделяемых на реализацию Подпрограммы исполнителям подпрограммных мероприятий, отражено в таблице 4.
 
Таблица 4
 
Распределение средств областного бюджета,
выделяемых на реализацию Подпрограммы (тыс. рублей)
 
Исполнители Программы
2014 год
2015 год
2016 год
Всего
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
1500452,4
1411207,2
1409904,6
4321564,2
Министерство образования и науки Самарской области
6090
 
 
6090
Министерство имущественных отношений Самарской области
384873,569
363763,008
363763,008
1112399,585
ИТОГО
1891415,969
1774970,208
1773667,608
5440053,785
 
6. Описание мер правового и государственного регулирования в
сфере реализации Подпрограммы, направленных на достижение
целей Подпрограммы
 
В настоящее время в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Самарской области действуют следующие основные нормативные правовые акты: Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 40), Федеральный закон \»Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта\», постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 \»Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом\», Закон Самарской области \»Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области\». Также вопросы организации транспортного обслуживания населения затрагивают Федеральный закон \»Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации\», Федеральный закон \»Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации\», постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 \»О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)\», постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 \»Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан\», постановление Правительства Самарской области от 10.04.2013 N 149 \»Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении и по внутриобластным, межобластным маршрутам на территории Самарской области\».
Однако в связи с признанием утратившим силу приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200 \»Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте\» и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 \»Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами\» в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие порядок организации перевозочного процесса в организациях транспортного комплекса.
Деятельность внутреннего водного транспорта в части оказания услуг по перевозке пассажиров регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 N 72 \»Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте\», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.05.2012 N 140 \»Об утверждении Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте\», а также иными нормативными правовыми актами.
Деятельность воздушного транспорта в части оказания услуг по перевозке пассажиров регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 \»Об утверждении федеральных авиационных правил \»Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей\», а также иными нормативными правовыми актами.
 
7. Механизм реализации Подпрограммы
 
Текущее управление реализацией Подпрограммы осуществляет министерство — ответственный исполнитель Подпрограммы.
Управление и контроль за ходом реализации Подпрограммы осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Самарской области (далее — Порядок), утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 20.09.2013 N 498.
Участники Подпрограммы ежегодно в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным, направляют ответственному исполнителю Подпрограммы годовой отчет с приложением необходимых подтверждающих документов, составленный по форме согласно приложению 8 к Порядку.
 
8. Комплексная оценка эффективности
реализации Подпрограммы
 
Подпрограмма направлена на развитие транспортной инфраструктуры, ул