СФЕРА ТАКСИ ОСТАЕТСЯ БЕЗ АКТУАЛЬНОГО ЗАКОНА.

СФЕРА ТАКСИ ОСТАЕТСЯ БЕЗ АКТУАЛЬНОГО ЗАКОНА. ИНЦИДЕНТЫ С ИЗВОЗЧИКАМИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ, НО ЯСНОСТИ С РЕФОРМИРОВАНИЕМ ОТРАСЛИ ПОКА НЕТ

На фоне отсутствия полноценных и современных норм, регулирующих сферу таксомоторной деятельности, в конце прошлой – начале этой недели сразу в нескольких городах России произошли инциденты с таксистами. Между тем тема реформирования отрасли остается в подвешенном состоянии: конкретной информации о том, как будет продолжена работа над законопроектом о такси, нет даже у депутатов Госдумы.
Состояние водителя при выходе на линию является ответственностью и таксопарков, которые организуют медосмотры и технические осмотры и допускают водителей к работе. Индивидуальные перевозчики выбирают удобный медкабинет и станцию техобслуживания и проходят осмотры самостоятельно.
В ряде городов было протестировано оборудование для дистанционного медосмотра, которое повышает доступность услуги и снижает ее стоимость. Требование предрейсового и послерейсового технического осмотра в компании считают «избыточным», которое было актуальным «для качества советских автомобилей».
Однако в отраслевом законе, принятом еще в 2011 году, «эта архаика сохраняется». Не всегда показательны и медосмотры, которые иногда не выявляют наркотического опьянения, а также не могут уберечь от возможного принятия водителем алкоголя или наркотика уже после осмотра.
В этом плане оказывается эффективной обратная связь с пассажирами, сотрудниками полиции, просто внимательными людьми.
К водителям такси в законодательстве лишь одно требование: водительский стаж не менее трех лет.
Разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси выдается не на человека, а на автомобиль. Для многих таксопарков основной бизнес-моделью стало предоставление автомобилей с разрешением в аренду любым желающим работать в такси. Чаще происшествия случаются именно с водителями арендных авто. Водители, работающие на личных автомобилях, ездят аккуратнее, ведут себя ответственнее.
Перед подключением к платформе абсолютно все водители регистрируются и проходят инструктаж. «Живая» служба поддержки также позволяет быстрее решить любую ситуацию, в отличие от роботов и чат-ботов. Закон устарел, но это закон Новый закон о такси – самая большая проблема для отрасли. Сейчас все таксисты живут по закону от 2011 года. Закон не отражает реалий, в которых сейчас существует рынок.
В законе, например, вообще не учтены агрегаторы». Не предусмотрена возможность работать самозанятым водителям, хотя такой запрос рынка существует. В 2018 году новый законопроект о такси был принят в первом чтении. До принятия во втором чтении он так и не дожил, и в середине декабря 2020 года стало известно, что после многочисленных доработок комитет Госдумы по транспорту и строительству решил рекомендовать нижней палате отклонить его во втором чтении. Предполагалось, что документ могут вообще отозвать из Госдумы, но информации о том, что с ним произошло дальше, нет.
В законопроекте остались ряд норм, пришедших из аналоговой эпохи, советского прошлого: медосмотры, техосмотры, путевые листы.
Несмотря на то, что законопроект предполагает некий разумный компромисс – путевые листы в электронном виде, медосмотр в виде телемедицины, – тем не менее использование цифровых методов, технологий Big Data по обработке больших объемов информации позволило бы уже на момент разработки закона не использовать эти половинчатые решения.
В Минтрансе, как и месяц назад, не раскрыли своей позиции по законопроекту, заявив, что «ведется подготовка законопроекта ко второму чтению». В свою очередь, эксперты предполагают, что нового законопроекта придется ждать еще долго – до выборов в Государственную думу его вряд ли примут.
Вместе с тем, в новом законе необходимо разрабатывать меры безопасности не только для пассажиров, но и для водителей, которые в этом вопросе совершенно обделены. Водители сталкиваются со злоупотреблением со стороны пассажиров и дискриминацией. Например, некоторые пассажиры специально отправляют жалобу на водителя, чтобы получить некую поблажку, промокод на поездку. Бывают более серьезные случаи, когда пассажиры проявляют агрессию по отношению к водителю. Это тоже одна из основных проблем, которая сильно развита в регионах.
Нужно сделать так, чтобы водитель имел трудовые отношения, нужен работодатель в такси, чтобы водитель был защищен. Сейчас отключи водителя от «Яндекса», куда он пойдет жаловаться?
По мнению Попкова, разработка законопроекта стопорится из-за лоббизма со стороны различных заинтересованных сторон, в первую очередь со стороны агрегаторов, к которым нужно ужесточить требования. Пока, считает он, нынешняя ситуация им даже выгодна – они получают сверхприбыли, ни за что не отвечая.