ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СНИЗИТЬ ЧИСЛО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЕТИ?

Количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на федеральных автодорогах снижается, но остается по-прежнему на высоком уровне.

Самыми распространенными авариями являются встречные и попутные столкновения транспортных средств, наезды на пешеходов и стоящие автомобили, съезды с дорог и опрокидывания.

Для снижения числа происшествий Росавтодор и госкомпания «Автодор» устанавливают дополнительное освещение, разделительные барьеры и надземные пешеходные переходы.

Почему аварий так много? По данным Госавтоинспекции, на дорогах федерального значения за девять месяцев 2020 года произошло более 13,4 тыс. ДТП, что на 13,3% меньше, чем в прошлом году.

В общей сложности с 2012 года число погибших на федеральной сети снизилось более чем на треть, несмотря на общий прирост автомобильного парка и трафика. Таких результатов удалось достигнуть во многом благодаря переходу с 2014 года на полное финансирование ремонта и содержание дорожной сети: сейчас в нормативном состоянии находится 85% федеральных дорог. Между тем именно на федеральную сеть приходится 12% всех дорожных аварий по стране и 25% всех погибших.

Причиной тому являются ряд застарелых проблем, свойственных скоростным трассам. Основной вид ДТП (59%) — это столкновения. 24% аварий такого типа связаны с выездами на встречную полосу, где машины сталкиваются лоб в лоб — это очень опасный и смертельный вид ДТП, как правило, с погибшими и пострадавшими. Необдуманные обгоны на двухполосных участках автомобильных дорог не приводят к какому-либо выигрышу во времени, но имеют крайне серьезные и трагические последствия.

На федеральной сети также регулярно происходят съезды с дороги, опрокидывания, наезды на пешеходов, препятствие и стоящий транспорт.

Последний вид ДТП часто объясняется нехваткой мест отдыха для водителей, следующих по протяженному маршруту: водителям приходится останавливаться на обочине дороги, чтобы отдохнуть. С формальной точки зрения это запрещено, но порой другого выхода нет.

А если на трассе еще и мало освещения, то припаркованный на обочине большегруз попадает в свет фар автомобиля только в последний момент.

Установка ограждений является одной из самых эффективных мер по предотвращению лобовых столкновений, подтверждают в Федеральном дорожном агентстве. В качестве разделителей встречных потоков применяются бетонные, цельнометаллические и тросовые ограждения: на федеральных дорогах их устанавливают на участках первой и второй технических категорий с четырьмя и более полосами движения.

Общая протяженность барьеров разных типов на федеральной сети превышает 4 тыс. км, до 2022 года планируется установить еще 1 тыс. км.

На аварийность сильно влияет и освещение: на темное время суток, по данным ГИБДД, приходится половина погибших из-за высокой тяжести последствий. В 2019 году, выступая на президиуме Государственного совета, президент Владимир Путин обратил внимание на эту проблему. «За пределами агломераций практически на всех дорогах кромешная темень»,– заявил он.

На федеральных дорогах в 2019 году введено в эксплуатацию 327 км линий электроосвещения, на это было выделено 4,5 млрд. руб.

В 2020 году элементы электроосвещения появятся на 547 участках дорог, в 2021 году – на 1 тыс. участков, в 2022 году – на 1,24 тыс. участков.

Важно, что искусственное освещение ставят не только на участках магистралей, но и на 17 отдельных кольцевых пересечениях, в зонах автобусных остановок и т.д.

В целях экономии затрат на электроэнергию светильники вдоль дорог ставят светодиодные: ранее установленные старые газоразрядные лампы постепенно демонтируют и меняют на современные. 70% всех дорог «Автодора» уже оборудованы наружным освещением.

При этом разработан план мероприятий по комплексному обустройству автодорог на 2021-2024 годы, включающий, в частности, устройство недостающих линий наружного освещения протяженностью 500 км.

Помогут ли камеры? Практика показывает, что один из наиболее действенных способов «успокоить гонщиков» (а их на федеральной сети немало: хорошее покрытие позволяет ездить действительно быстро) — организовать контроль движения с помощью систем фотовидеофиксации и автоматическую рассылку штрафов.

Для выработки «законопослушного поведения автомобилистов» в 2018-2019 годах Росавтодор установил на федеральной сети 1,35 тыс. камер, в результате количество мест концентрации ДТП сократилось с 811 в 2017 году до 645 в 2019 году.

К концу 2020 года на всей сети федеральных дорог установят еще 135 камер, к концу 2021 года их число достигнет 1,7 тыс. штук.

В правительстве по инициативе Министерства транспорта сейчас обсуждается идея повышения максимального скоростного лимита на магистралях до 150 км/час. Системы фиксации нарушений нужно использовать исходя из рационального и комплексного подхода: не исключены случаи, когда установка камеры на скоростном участке дороги может стать даже косвенной причиной аварии. Нужно также жестко бороться с парковкой у края проезжей части: строить места стоянки либо делать широкую обочину, где можно безопасно остановиться в экстренных случаях.

Руководство Госавтоинспекции ранее неоднократно указывало на проблему слишком узких обочин на магистралях, что провоцирует опасные ситуации из-за стоянки транспорта. За девять месяцев 2020 года на скоростных участках автодорог удалось вдвое сократить количество ДТП, связанных с наездами на стоящее транспортное средство на обочинах (до 24 аварий), при этом число погибших в таких происшествиях сократилось на 60% (до восьми человек). Уменьшить аварийность удалось, в том числе с помощью мобильных камер, которые используются для выявления нарушений, а также с помощью информирования водителей о недопустимости остановки и стоянки в запрещенных местах.

Все вышеперечисленные способы, как правило, используются в комплексе, а не отдельно друг от друга. Когда аварийность растет на конкретных автодорогах или участках, то проводится детальный анализ причин ДТП и тяжести последствий. Сегодня на федеральной сети выявлено около 3 тыс. «проблемных» участков, для каждого из них разработаны программы по снижению числа ДТП.

Что с аварийностью на региональных дорогах? Приведение в нормативное состояние региональной дорожной сети в рамках нацпроекта БКАД привело к сокращению числа дорожных инцидентов. По данным ГИБДД, за десять месяцев 2020 года количество ДТП на дорогах регионального и межмуниципального значения сократилось на 5,1%.

Вместе с тем состояние отремонтированных трасс требует повышенного внимания. С ровным асфальтом растут скорости, особенно с учетом нештрафуемого порога. После проведенного ремонта аварийность возрастает в среднем в два-три раза.

Весной ситуация усугублялась еще и пандемийным эффектом: число машин на дорогах резко сократилось, оставшийся транспорт ездил слишком быстро. Каждую отремонтированную дорогу нужно проверять на соответствие нормам безопасности.

Есть ли там отбойники, островки безопасности, освещение? Все нормативы уже есть, но за соблюдением следят плохо. С момента запуска национального проекта в 2019 году безопасности движения уделялось большое внимание. В рамках комплексного ремонта и обустройства участков появляются дополнительное освещение, барьерные ограждения, камеры фиксации скоростного режима и пешеходные переходы.

В переформатированном национальном проекте расписан новый комплекс дополнительных мер. В 2030 году планируется сократить число погибших в ДТП на 100 тыс. населения с 11,6 до 4, число погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств — с 2,92 до 1,01. Планируется в 2,5 раза (по сравнению с 2017 годом) нарастить количество новых камер фиксации нарушений. Для подразделений Госавтоинспекции будет закуплено более 16 млн. экспресс-тестов на определение алкоголя в организме водителей. Инспекторам также планируется передать почти 30 тыс. укладок для оказания первой помощи, для больниц — порядка 600 карет скорой помощи и 90 санитарных вертолетов.