Оператор «Платона» будет бесплатно менять бортустройства после истечения срока их службы – ПРОЕКТ

ИНТЕРФАКС; 2019.02.19; ОПЕРАТОР «ПЛАТОНА» БУДЕТ БЕСПЛАТНО МЕНЯТЬ БОРТУСТРОЙСТВА ПОСЛЕ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ИХ СЛУЖБЫ – ПРОЕКТ

Правительство РФ намерено внести изменения в правила взимания платы с 12-тонных грузовых автомобилей, введя понятие «срок службы бортового устройства» и обязав грузоперевозчиков контролировать срок службы данных устройств, а оператора системы
взимания платы (СВП) «Платон» – заменять бортустройства с истекшим сроком службы на безвозмездной основе. Проект соответствующего постановления правительства РФ, которым вносятся изменения в правила взимания платы с грузовиков в системе «Платон», размещен на портале regulation.gov.ru. Разработчиком документа является Минтранс РФ. Как указывается в материалах проекта, размер платы рассчитывается на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме. «Бортовые устройства являются средствами измерения. Срок службы такого устройства составляет три года и обусловлен сроком действия установленных в нем средств криптографической защиты информации, обеспечивающих достоверность и некорректируемость данных, передаваемых бортовыми устройствами», – говорится в пояснительной записке. При этом указывается, что в настоящее время «владельцам транспортных средств выдано более 770 000 ед. бортовых устройств». «Из них в 2018 году истекает срок службы 166 759 ед. бортовых устройств, а в 2019 – более 590 000 ед. бортовых устройств. Необходимое количество бортовых устройств имеется в наличии у оператора системы взимания платы», -сообщают разработчики. Также отмечается, что документ был разработан «в целях недопущения поступления в систему взимания платы потенциально недостоверных данных с бортовых устройств с истекшим сроком службы, что может повлечь некорректность в расчетах суммы платы». Проект постановления дополняет правила взимания платы с грузовиков «положениями, обязывающими собственников (владельцев) транспортных средств контролировать срок службы бортовых устройств (сторонних бортовых устройств), а оператора системы взимания платы – осуществлять замену бортовых устройств при истечении срока их службы». Документ также вводит ряд понятий для замены исправного бортустройства с истекшим сроком службы: — срок службы бортового устройства (стороннего бортового устройства); — обязанность собственника (владельца) транспортного средства контролировать срок службы бортовых устройств (сторонних ботовых устройств), осуществлять своевременный возврат бортового устройства с истекшим сроком службы; — обязанность оператора СВП произвести выдачу бортового устройства взамен бортового устройства с истекшим сроком службы, «в том числе в случаях, когда бортовое устройство с истекшим сроком службы не возвращено оператору на безвозмездной основе». Как ожидают разработчики, результатами реализации проекта постановления станут: — исключение риска признания данных, получаемых от бортустройств, недостоверными в связи с истечением их срока службы, и используемых для расчета суммы платы; — формирование полной и достоверной информации о маршрутах движения транспортных средств, на которых установлены бортовые устройства; — установление правовой определенности в отношении обязанностей собственников (владельцев) транспортных средств и оператора СВП в части использования бортового устройства (стороннего бортового устройства); — исключение риска приостановления использования транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн их собственниками (владельцами) при истечении срока службы бортовых устройств; — исключение риска снижения объемов поступлений в федеральный бюджет в виде суммы платы (в связи с неиспользованием транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн их собственниками (владельцами) при истечении срока службы бортовых устройств).
Также отмечается, что реализация проекта постановления не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, не влечет за собой необходимость изменения иных нормативных правовых актов РФ, а сам проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров РФ. В июле 2018 г. пресс-служба оператора системы взимания платы с грузовиков «Платон» ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) сообщала, что замена бортовых устройств с истекшим сроком службы будет бесплатна для грузоперевозчиков – пользователей «Платона». Тогда в компании отмечали, что в 2018 г. начнется замена бортустройств системы «Платон», полученных грузоперевозчиками в 2015 году. «Эта обязательная процедура обусловлена требованиями ФСБ России к средствам криптографической защиты информации. Разрешенный срок их эксплуатации составляет 3 года. Замена устройств обеспечит сохранение надежности защиты данных пользователей системы от несанкционированного доступа. Бортовые устройства выдаются бесплатно для российских перевозчиков», – поясняли в РТИТС. В компании также указывали, что предложенные изменения правил «обеспечат упрощение процедуры замены бортовых устройств». «В частности, грузоперевозчик сможет получить новое устройство, если он сдал старое с истекшим сроком службы в неполной комплектации. А также пользователь системы сможет получить новое бортовое устройство и потом сдать старое с истекшим сроком службы. Это изменение удобно в первую очередь перевозчикам с большим парком автомобилей», – говорилось в сообщении. При этом в материалах на портале regulation.gov.ru указывается, что проект проходит процедуру публичного обсуждения, которая окончится 27 февраля 2019 г. Тогда же планируется окончание независимой антикоррупционной экспертизы. Система взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в счет возмещения ущерба при движении по федеральным автомобильным дорогам, получившая название «Платон», заработала в России с 15 ноября 2015 г. Создателем и оператором системы стало ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Согласно данным системы «СПАРК-Интерфакс», владельцем 50% в РТИТС является АО «РТ-Инвест» (ранее сообщалось, что компания на 74,99% принадлежала ООО «Царицын Капитал», единственным владельцем которого являлся Андрей Шипелов, остальные 25,01% «РТИнвеста» – у ГК «Ростех» – при этом по данным на 12 января 2019 г. учредители не заявлены). Другими совладельцами РТИТС являются Игорь Ротенберг (23,5%), Андрей Шипелов (19%), Антон Замков (7,5%).