ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ: В ОРЕНБУРГЕ ОБСУДИЛИ ЕДИНЫЕ СТАНДАРТЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

RIA56.RU; 2017.04.10; ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ: В ОРЕНБУРГЕ ОБСУДИЛИ ЕДИНЫЕ СТАНДАРТЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Перспективы развития сети пассажирского транспорта в Оренбургской области впервые обсудили в столь масштабном формате. Региональные перевозчики собрались под эгидой Автотранспортного союза Оренбуржья. Более 350 участников рынка региональных и городских перевозок впервые смогли публично задать неудобные вопросы экспертам и чиновникам, поговорить о стандартах, раскрыть проблемы отрасли. Обстоятельный диалог длился несколько часов в конференц-зале молл «Армада».

Быть услышанными

Большинство участников первого большого Съезда пассажирских перевозчиков признались, что в регионе впервые открылась площадка для массового обсуждения вопросов пассажирского транспорта. Событие историческое для профессионального сообщества. Диалог транспортников и власти назревал давно, ввиду остроты поставленных вопросов и конфликтов, то и дело возникающих на карте области. Сами перевозчики выступили с предложением. Тем более, что тема близка федеральной повестке – инициативу снизу поднимает профессиональное сообщество и поддерживает общественность. Разобраться с пассажирскими перевозками на местах потребовал и Владимир Путин. При администрации Президента создан Госсовет.

У оренбургских перевозчиков вопросов назрело много: новый федеральный закон №220 наделил муниципалитеты и частный бизнес новыми полномочиями. Появились регулируемые и нерегулируемые маршруты, а также дополнительные возможности. При этом в законе много белых пятен. По мнению перевозчиков, чтобы он заработал во благо, необходимы единые правила игры – стандарты пассажирских перевозок.

– Сейчас мы видим острый конфликт интересов. Во-первых, это не всегда справедливое распределение маршрутов. Муниципальным транспортным предприятиям приходится брать экономически невыгодные маршруты. С другой стороны частные предприятия не обладают тем количеством налоговых послаблений, которые есть у муниципалов, – прокомментировал RIA56 председатель Автотранспортного союза Оренбуржья Александр Шмарин.

Услышать мнение региональных перевозчиков в Оренбург приехали президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов и советник при правительстве РФ Самуил Горелик, а также директор филиала Агентства автомобильного транспорта в ЦВО Минтранса РФ Арсен Мартиросянц.В совещании также приняли участие представители областного правительства и муниципальные власти.

Закон что дышло

На «сырой» федеральный закон сетовало большинство оренбургских перевозчиков. Так, представители сельских и городских районов возмутились тем, что в соответствии с документом, свидетельство на регулярные маршруты выдает уполномоченный орган – районная администрация, а изымать его не может. Только через суд.

– Закон вышел, мы его долго ждали, но оказалось, что он только обнажил верхушку айсберга всех проблем, которые сегодня есть в транспортной отрасли, – отметили перевозчики. – Их необходимо решать, о них можно и нужно говорить.

Пожаловались частные перевозчики и на дублирующие «заказные маршруты», которые, по сути, создают неравную конкуренцию и мешают бизнесу. Однако ни УФАС, ни контролирующие органы пока не могут защитить предпринимателей от подобных рисков.

– Мы с сентября пытаемся оспорить работу маршрутов с табличкой «Заказной» на наших направлениях, но до сих пор нет никаких сдвигов, – рассказал индивидуальный предприниматель из Первомайского района Сергей Меняйло. – Подобные процессы сегодня ведутся во многих регионах страны, и успешно, однако в Оренбургской области результата пока нет.

Навести порядок на рынке пассажирских перевозок в области получится не сразу, а сделать это быстро невозможно, уверены в Автотранспортном союзе Оренбуржья. Самой модели нужна эволюция. Необходимы новые правила игры – единые стандарты, которые помогут перевозчикам чувствовать себя уверенно на рынке, не опасаясь за инвестиции и при этом предоставляя качественные услуги.

– Есть такой документ планирования, прописанный федеральным законом. Он мешает развиваться региональному рынку, – сетуют перевозчики. – В Оренбурге, например, есть такой документ. Он предусматривает корректировку маршрутов на открытие и закрытие в течение трех ближайших лет. Изменения могут вносить в мэрии. На деле мы получаем бумагу, в соответствии с которой, законодательно закреплено то, что власти могут в любой момент закрыть маршрут, выдержав срок в 180 дней. Как в таких условиях можно инвестировать и планировать что-то, если нет уверенности в том, что твой маршрут не закроют при смене власти, к примеру?

Безопасность. Комфорт. Доступность. Открытость.

Разработать подобный документ и единую модель развития отрасли в Автотранспортном союзе готовы поэтапно. Первый этап посвятили обсуждению проблем и точек зрения на развитие сети пассажирского транспорта. Безопасность, комфорт, доступность, открытость – четыре кита, на которых держится отрасль.

– Основной эффект, которого все ждут от этого Съезда, – это быть услышанными. Мы произносим слова благодарности организаторам, которые взялись за эту тему – отметили представители компании «Гортранс» в Оренбурге. – Есть надежда, что такие встречи необходимы для того, чтобы мы задавали вопросы, порой неудобные, определенным людям. Необходимо, чтобы проблемы решались, а не «висели в воздухе».

Второй этап, который предусматривают для развития рынка пассажирских перевозок – варианты экономической мотивации для инвесторов, к примеру – тех же предпринимателей. При этом учитывается главный принцип – эффективность транспортных предприятий (муниципальных и частных). Среди рассматриваемых решений – минимальное субсидирование программ без роста тарифов.

Третий этап – общественная экспертиза. Здесь авторы проекта ждут всестороннего мнения перевозчиков. Одобрение на единые стандарты перевозок нужно получить от большинства работающих в отрасли. А для этого нужно максимально соблюсти интересы. Это – эволюционный подход. На следующем этапе формулируется кейс для инвестора с готовыми решениями. Ему лишь предстоит выбрать необходимый, удобный и выгодный.

– Не должно быть деления по форме собственности. Когда пассажир садится в автобус, он не задумывается, кто владелец данного автобуса – город или частный перевозчик – он думает о том, как комфортно, безопасно и в срок доехать до пункта назначения, – рассказал на заседании Союза Александр Шмарин. – Нужно иди в ногу со временем. Это неизбежно. Это процесс, который двигает отрасль. Нам, профессиональному сообществу, об этом стоит задуматься очень серьезно уже сегодня. Тем более, что развитие отрасли пассажирских перевозок сейчас находится на контроле у Президента Владимира Путина.

Результаты первого в Оренбуржье Съезда пассажирских перевозчиков направят в Москву созданному при администрации Президента Госсовету по пассажирским перевозкам в субъектах РФ.

Участники Съезда сошлись во мнении, что экономическая модель развития рынка пассажирских перевозок в Оренбургской области требует серьезного и основательного подхода. В вопросе общественного транспорта цена ошибки слишком высока. Главная задача профессионального сообщества сегодня – просчитать все риски и выйти с готовыми решениями, чтобы и пассажир и перевозчик при этом остались довольны.