В какую дверь стучаться грузоперевозчикам? Избранное

В какую дверь стучаться грузоперевозчикам? Избранное

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев встретился с представителями малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок.
Во встрече приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович, министр транспорта РФ Максим Соколов, первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих, председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Евгений Москвичев, представители автотранспортных компаний.
Открывая встречу, глава правительства отметил, что накопилось довольно много проблем, связанных с автомобильными перевозками. И это не только вопросы, касающиеся системы «Платон», но и вопросы законодательного регулирования, которое осуществляется на уровне законов правительством.
Взявший слово заместитель председателя Госдумы Сергей Неверов доложил, что накануне удалось пообщаться с представителями грузоперевозчиков. Основные вопросы, которые они озвучили – это прозрачность распределения средств, поступающих в систему «Платон», восстановление региональных дорог, проблема, которая сейчас существует при весогабаритном контроле, получение налоговой льготы без проволочек. «Очень многие проблемы в принципе решаемые, – отметил Сергей Неверов. – Знаю, грузоперевозчики постоянно стучались в двери… Может быть, не в те двери стучали? Или тихо стучали? На самом деле есть предпосылки для решения очень многих вопросов, которые вчера были озвучены».
«Вопросов в отрасли действительно накопилось очень много, – заявил начавший дискуссию президент ассоциации «Центр объединения грузоперевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин. – Когда в 2005 году отменили лицензирование, взамен мы ничего не получили. Получили по полной программе свободу. Теперь вот наелись этой свободы. Сейчас стоит вопрос о саморегулировании. Насколько я знаю, вы, Дмитрий Анатольевич, поддерживаете идею саморегулирования. Но чтобы рынок сам себя регулировал, нам надо помочь. На добровольной основе всех грузоперевозчиков, которые существуют в России, мы не соберем».
Далее Владимир Матягин подчеркнул, что вопрос с «Платоном» актуальный, но не перво-
очередной на сегодняшний момент. Больше волнует вопрос с весогабаритным контролем, со штрафстоянками, с коррупционными проявлениями, которые происходят на дорогах. Вот это в большей степени людей волнует.
Много вопросов, по словам Владимира Матягина, вызывает ремонт дорог. Куда направляются деньги? Многие не видят. Может быть, создать какой–то ресурс, портал, где участники рынка могли бы вносить свои предложения, оставлять свои комментарии – какие дороги в плачевном, какие в хорошем состоянии. Чтобы люди видели, куда деньги уходят, вносили свои предложения.
Заявил выступавший и еще об одной проблеме: «Мы выделяем вроде бы транспортный налог из системы «Платон». Он должен идти в региональные фонды. Конечно, это хорошо, но, может быть, вам сверху и не видно, но нам снизу все–таки видно, что происходит у нас на региональных дорогах, – мы латаем ржавое корыто. Нужно губернаторам поставить задачу: хотите транспортный налог из системы «Платон» получить – наведите порядок по весогабаритным параметрам. А что сегодня происходит? У нас, когда федеральная трасса перекрыта, все на региональную выезжают. Ее, скажем, месяц назад отремонтировали, а она уже в плачевном состоянии. Выброшенные деньги, неэффективное использование».
Высказался Владимир Матягин и по вопросу весогабаритного контроля: «Чтобы убрать весогабаритные перегрузы с дорог, надо в логистических центрах, портах, крупных карьерах, на предприятиях установить весы с осевыми нагрузками и оттуда выпускать машины с грузами. И зациклить это на кол–центр, даже в ту же самую систему «Платон» ввести, чтобы можно было отследить.
Еще один бич, с которым мы сталкиваемся, – категорийность дорог. У нас дороги по России, как лоскуты идут: 6, 8, 9, 10 тонн… Мы загрузились в Москве – вроде 11,5 тонны, пока доехали до Белоруссии, много раз нас останавливали, «обули». А что делать? Приходится платить.
Предлагаю: давайте по федеральным трассам сделаем 11 или 11,5 тонны – все дороги. Потому что мы уже ущерб наносим. Не будем людей, как говорится, делать преступниками на дорогах».
Что еще волнует? По словам Владимира Матягина – перенасыщенность рынка, демпинг цен. Нет реальной тарификации, все с потолка взято. По его мнению, надо продуманно вводить допуск на рынок, считать минимальный тариф затрат перевозчика – определить нижнюю планку, как в Европе сделано. Минимальная планка должна быть, а максимальную уже рынок отрегулирует, считает президент Грузавтотранса.
Острую тему затронул и директор некоммерческого партнерства «Объединение добросовестных участников рынка перевозок «Эверест» Павел Осеев: «Члены нашего объединения – это не крупный и не мелкий, но средний бизнес – от 60 до 500 единиц собственной техники. Все достаточно вбелую работают, добросовестно относятся и к своим обязанностям, и к законам, которые приняты. Оплачиваем также «Платон». Но есть часть перевозчиков, которые эту систему не оплачивают, что нарушает здоровую конкурентную среду.
Мы много обсуждали эту тему с нашими коллегами из различных организаций, объединений в транспортной отрасли, все склонны к тому, чтобы систему штрафов, которая есть в системе «Платон» на сегодняшний день для тех, кто не зарегистрирован в ней, увеличить хотя бы до 50 тыс., потому что на сегодняшний день 5 тыс. и 10 тыс. при вторичном нарушении за сутки – это мало, люди готовы так платить, но не регистрироваться».
Далее Павел Осеев рассказал, что сформирована рабочая группа по электронным товарным накладным, концепция пока прорабатывается. Министерство транспорта РФ предоставило свою площадку для обсуждения, для выработки механизмов, необходимых для реализации этого проекта. Такая накладная облегчит жизнь перевозчикам, потому что на сегодняшний день товарно–транспортная накладная – это основной документ, который подтверждает факт перевозки.
А по мнению Владимира Матягина, электронная накладная позволит принимать потоки и вывести всех остальных перевозчиков из тени, потому что без этого невозможно будет работать.
А Павел Осеев добавил, что в Беларуси эта система работает, и ею все очень довольны на сегодняшний день.
Вступивший вновь в дискуссию Владимир Матягин заметил, что после распада СССР мы перешли от плановой экономики к рыночной. А правила игры и некоторые законы еще со времен СССР оставили, где–то что–то подправляя под нынешние реалии. И в обществе на сегодняшний момент существует колоссальный нигилизм.
«Это правда, – согласился Дмитрий Медведев, – правового нигилизма хватает. Спорить с вами не буду. И старого законодательства хватает. А если говорить по–честному, и новое законодательство иногда подчас хуже старого: его штампуют, штампуют (и мы все в этом принимаем участие, что скрывать), а потом смотришь – многие решения далеко не так хорошо продуманы. Именно поэтому нужны встречи, нужны коммуникации, общение, обсуждение этого. Во всяком случае я всегда за это».
Продолжая разговор, Владимир Матягин посетовал, что в Минтрансе нет структуры, которая непосредственно занималась бы автотранспортом, хотя это одна из крупнейших отраслей – 6,5 млн единиц грузового транспорта.
Принимавший участие во встрече Максим Соколов ответил на это, что в министерстве есть соответствующий департамент, 35 человек работают. Создано бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта», а вот агентства отраслевого, как, например, у моряков Росморречфлот, у авиации – Росавиация, такого агентства действительно нет.
«Вы правы в следующем, – обратился Дмитрий Медведев к Владимиру Матягину, – экономика у нас уже, конечно, не плановая, а рыночная. В то же время напомню, каким образом регулировался транспорт в советский период: Министерство морского флота, Министерство речного флота, Министерство автомобильного транспорта, Министерство воздушного транспорта, Министерство путей сообщения. Пять отдельных министерств. Нам не нужно пять министерств, потому что это просто пятикратное увеличение бюрократии, но то, что автомобильные перевозки и грузовые автомобильные перевозки должны занимать более значительное место в системе регулирования транспорта, это абсолютно однозначно.
Как ни крути, мы, с одной стороны, государство железнодорожное, и нам действительно без этого никуда не уйти, а с другой стороны – автомобильное. Все остальное у нас – так, пока ни шатко ни валко. Речные перевозки, к сожалению, не очень активны, хотя рек очень много. Воздушные перевозки, конечно, развиваются, но они дорогие. Поэтому пока два основных вида транспорта – это железная дорога и автомобиль».
Определенный итог дискуссии подвел зампред Правительства РФ Аркадий Дворкович: «Многие вещи, которые были сегодня озвучены на разных площадках и в разных форматах, естественно, обсуждались и обсуждаются. Поэтому с частью предложений я знаком, а часть либо прозвучала впервые, либо они не в столь высокой степени проработаны. Я очень коротко скажу об этом.
Естественно, мы поддерживаем развитие системы весогабаритного контроля. Определенные наработки здесь уже есть, но есть и нюансы, о которых было сегодня сказано, – по категорийности дорог, по тому, где осуществляется контроль, каким образом. Эти вещи предстоит довести до ума, доработать, но в целом приоритет назван абсолютно правильно. Это даже важнее в какой–то степени, чем система «Платон», для контроля ситуации на дорогах и сохранения качества дорог при условии, что они, конечно, должным образом строятся и ремонтируются.
Тема СРО давно уже не звучала. Мы в определенный момент к СРО стали относиться более критично, чем на первоначальном этапе, потому что в каких–то сферах не очень хорошо эта система сработала. Где–то она более–менее прилично существует, например, в оценочной деятельности. Применительно к транспорту можно вернуться к этой теме. Я поддерживаю это. Но мы хотим, чтобы инициатива была снизу, чтобы ее не навязывать отрасли. Чтобы сообщество это предложило, а мы тогда вместе выработаем правила и стандарты.
По штрафам. Прозвучала тема 50 тыс. Мы пока предлагали только небольшое повышение. Делали это специально, потому что хотели, чтобы система заработала в полной мере, чтобы рамки были установлены в большем количестве мест, чтобы контроль осуществлялся более полно. Рамки в основном будут установлены к середине этого года. Контроль будет уже полноценным. Поэтому и штрафы можно повышать. Во второй половине года можно к этой теме вернуться».
В заключение Дмитрий Медведев выразил удовлетворение состоявшимся разговором и высказался по поводу озвученных проблем: «Да, безусловно, существует масса тем, по которым, к сожалению, регулирование является недостаточным или неправильным. Упомянутые весогабаритные параметры связаны с конструктивными особенностями транспортных средств и с тем, что перевозчик в принципе не может контролировать, тем не менее «лупят» за это с вас. В этом надо наводить порядок, в том числе и с нагрузкой на ось, и с массой других вопросов. Это регулирование на стыке между нормативным и техническим регулированием, но оно должно быть. И не только на уровне Министерства транспорта, может быть, базовые вещи этого должны быть на уровне постановления Правительства РФ. Я даю поручение подготовить такого рода решения.
Дальше, по категорийности дорог. Вы сказали о том, что дороги, как лоскутное одеяло: едешь – там одна дорога, одна нагрузка, потом сразу же другая. Я не уверен, что все это сделано по злому умыслу. Но то, что здесь должно происходить какое–то выравнивание, это совершенно очевидно, потому что в противном случае это просто повод для злоупотреблений, для манипуляций. Едешь–едешь – и бац, привет, плати. И в ряде случаев я допускаю, что эта чересполосица категорийности сохраняется именно в этих целях.
Надо провести мониторинг вообще всех дорог по категориям – ничего в этом особо сложного нет, мы имеем все электронные карты страны, и надо постараться хотя бы сгладить эту категорийность.
Важным является вопрос о контроле за тем, куда направляются средства, в том числе от «Платона». И здесь я поддерживаю идею некой электронной системы, портала, сайта, где можно было бы смотреть, каким образом распределяются средства, в какие регионы они идут.
Не могу не остановиться на системе «Платон». Очевидно, и все коллеги говорили об этом, что в целом система нужна. Потому что она помогает нам восстанавливать дороги, с другой стороны, показывает всех, кто работает по–честному, вбелую, отделяя их от тех, кто занимается недобросовестной конкуренцией. И для меня это очень важно услышать от вас, профессионалов, потому что такие системы существуют в мире, очень во многих странах, но важно, что это и вы осознаете. В то же время совершенно очевидно, что эта система только развивается, у нее есть недостатки, и эти недостатки должны устраняться. Причем не так, как захотелось кому–то: «Давай здесь так сделаем», а в диалоге именно с вами, потому что вы этой системой пользуетесь, вы деньги туда платите, вы видите все ее сильные стороны и все ее слабые стороны.
По поводу увеличения штрафов. Мы действительно колебались, надо ли делать сразу большие штрафы, и вы сомневались в этом, когда мы обсуждали эту систему, но уже сейчас все признают, что штрафы должны быть больше, чтобы система работала честнее. Давайте мы к этому вопросу вернемся. Такие предложения будут подготовлены, и я их тоже в виде поручения подпишу.
Про электронную товарно–транспортную накладную – если честно, мне приятно было это слышать от присутствующих, потому что это означает, что вы сами осознаете, насколько важно прослеживать движение грузов по территории страны, и готовы работать, что называется, нормально, вбелую, чтобы все было видно, прозрачно. Это соответствует общей идеологии, которую мы пытаемся внедрять. Давайте вместе этим займемся. Концепцию, естественно, я изучу и дам поручение по ней поработать».

Подготовил
Юрий ПАВЛОВ

Прочитано 157раз