ЧЁРНЫЙ ЯЩИК» ЗНАЕТ. ЗАЧЕМ ТАХОГРАФ АВТОБУСУ И ГРУЗОВИКУ?

«ЧЁРНЫЙ ЯЩИК» ЗНАЕТ. ЗАЧЕМ ТАХОГРАФ АВТОБУСУ И ГРУЗОВИКУ?
Эти «чёрные ящики» для автомобилей появились в Европе в 1970-х и стали ответом на запрос владельцев автопредприятий. Те, конечно же, хотели контролировать своих водителей, но из коммерческого интереса – чтобы не заезжали «налево», чтобы соблюдали экономный скоростной режим. Однако со временем тахограф стал одним из инструментов для соблюдения требований дорожной безопасности. И в оперативных сводках о ДТП с грузовиками и автобусами теперь часто говорится: точные причины аварии сотрудники ГИБДД сообщат после расшифровки записей тахографа. Замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин считает, что тахограф дисциплинирует водителей: «Нарушение скоростного режима и переработки прекрасно видны в истории записей прибора. Но речь идёт не просто об ответственном управлении транспортным средством, но и о безопасности для всех участников дорожного движения. Тяжесть последствий ДТП с участием грузовиков практически на треть выше, чем с участием легкового автотранспорта. А вероятность аварии сильно возрастает, если водитель у руля больше 4 часов. Тахограф мотивирует делать остановки, чтобы восстановить силы и внимательность». 
18 мая в Ипатовском районе Ставрополья водитель бензовоза превысил скорость, не справился с управлением, врезался в дерево и съехал в кювет. Выяснилось, что он пренебрегал отдыхом и, конечно, устал. Поздно вечером 13 июня водитель небольшого грузовика, ехавший из Ульяновска в Волгоград, уснул за рулём и врезался в «КАМАЗ». Усталость водителя – одна из важнейших причин аварий с участием грузового транспорта. Поэтому тахографы столь важны, что их показания признаются судом и становятся основанием для взысканий со стороны правоохранительных органов стран – участниц Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств (ЕСТР).
Шаг за шагом
В нашей стране о соответствии требованиям ЕСТР заговорили в 90-е. Сначала в законодательстве появилась норма, по которой тахографы в автобусах для перевозки 20 и более пассажиров и в грузовиках массой свыше 15 тонн должны были устанавливать заводы-изготовители, если заказчик собирался использовать их для междугородных и международных перевозок. Но планов заказчиков производители не знали – и приборы тогда так и не появились. В 2009 г. правительство приняло постановление (№ 720 от 10.09.2009 г.), где правила прописало уже конкретно. Вышел и технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств», который стал основным законодательным актом в этой области.
 Внимание большегрузам. Почему частники на фурах чаще попадают в ДТП?
Так как регулятором назначено Министерство транспорта РФ, дальнейшие шаги делаются на основании его документов. В 2013 г. вышло сразу два приказа: № 36 определил типы транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, требования к водителям, предприятиям и приборам, а также порядок их калибровки и оборудования блоками криптографической защиты, а приказ № 273 установил порядок и сроки оснащения тахографами транспортных средств. Худо-бедно «чёрные ящики» появились в российских автобусах и грузовиках. Хотя до сих пор не все владельцы стремятся выполнить это требование. Последние проверки Госавтоинспекции в Рязанской области выявили 18 нарушений, в Курганской – 97: в машинах либо обнаружены неисправные приборы, либо их там не было вовсе. В Тыве проверили автобусы междугородного сообщения – в 22 тахографы отсутствовали. 
Между тем новым приказом № 348 определены требования к контрольным приборам, которые теперь должны отвечать нормам ЕСТР или внутреннего законодательства, т. е. приказу Минтранса № 36. Тахографы, им соответствующие, практически исключают возможность вмешательства извне (никаких «подмотать пробег»!), имеют криптографическую защиту записанной информации и могут передавать данные онлайн. 
Кто виноват?
Благодаря цифре и режиму онлайн эти данные могут оперативно получать владелец транспорта, ГИБДД, Ространснадзор и система управления транспортными потоками. А это, безусловно, повысит безопасность на дорогах. Правда, нужно и ответственность разграничить. 
Игорь Левитин, помощник президента, на одном из «круглых столов» описал такую ситуацию. Водителя в пути никто не остановил для проверки. А он нарушал режим труда и отдыха и в результате заснул за рулём, став участником ДТП. Владелец грузовика считает, что не виноват, ведь он оборудовал автомобиль тахографом и выдал водителю деньги на отдых в гостинице. Тем не менее, объяснил помощник президента, ответственность всё равно на собственнике. «Необходимо, чтобы у тахографа появилось дистанционное управление и владелец автомобиля смог бы получать сведения о рабочем дне водителя», – считает он. 
Меньше штрафов – больше ДТП
На состоявшемся в марте этого года заседании президиума Госсовета Светлана Орлова, губернатор Владимирской области, сказала: «При общем снижении уровня аварийности в стране количество происшествий с участием автобусов выросло на 25,3%. Одна из причин – перевозки пассажиров под видом заказных. Водителей можно наказывать, но есть те, кто даёт им эти задания». Об ужесточении ответственности говорят и эксперты. 
Впрочем, на крупные автопредприятия управу ещё можно найти. А если владелец автомобиля – частное лицо? Массовая автомобилизация последнего времени (с 2004 г. автопарк страны вырос почти на 60%) обернулась повышением интенсивности движения и ростом ДТП. И не надо думать, что речь только о легковых авто. C 2004 г. парк грузовых машин прирос более чем на треть – с 4,6 млн до 6,2 млн. Но у юрлиц он не увеличился – наоборот, за 11 лет сократился на 4%. А вот у физических – 80% прироста! В 2015 г. доля грузовиков, принадлежащих гражданам, составила 61%. 
Эксперты называют этот бум способом ухода от налогов и признают, что, работая «в серую» с транспортными компаниями или напрямую с заказчиками, водители-частники уходят от ответственности и штрафов, которые ждут юрлиц, – за ту же неустановку тахографа или несоблюдение режима труда и отдыха.Закономерность очевидна: штрафов и налогов меньше – аварий больше. По статистике ГИБДД, в 70% ДТП с пострадавшими и 68% с погибшими, случившихся по вине водителей грузовиков, машины принадлежали физическим лицам. Около 4% ДТП в 2015 г. произошло по вине водителей грузовиков в состоянии опьянения. И подавляющее их большинство – 347 из 428 – совершено водителями автомобилей, принадлежащих физическим лицам. «Целесообразно установить единые требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов, вне зависимости от того, кому они предъявляются – физическим лицам, юридическим или индивидуальным предпринимателям, – считает Максим Соколов, министр транспорта РФ. – В конечном счёте пассажирам, а тем более тем, кто пострадал в дорожно-транспортных происшествиях, абсолютно всё равно, кто собственник».