Трамвай — пожелание

Трамвай — пожелание 
Текст: Татьяна Шадрина 
Российская газета — Федеральный выпуск №7033 (165)
Минтранс призвал регионы сохранить электрические виды транспорта 
Чем больше в городе трамваев, тем меньшемашин. Москвичам в 1940 году дышалось явно легче.Фото: РИА Новости 
В России могут исчезнуть трамваи, самый экологический вид транспорта. Только в этом году пути разобрали в восьми крупных городах, на очереди — другие населенные пункты. Основной причиной этого местные власти называют нехватку средств на поддержание довольно изношенной инфраструктуры.
 
читайте также
 
ГИБДД: За 10 лет число ДТП с участием детей уменьшилось на 23 процента
 
При этом эксперты \»Российской газеты\» уверены, что ставить крест на трамвайном движении — большая ошибка. Во всем мире этот вид транспорта не только не закрывают, но и всячески развивают. Согласны с этим и в минтрансе, где предложили варианты решения этой проблемы.
 
Трамваев лишились такие крупные города, как Воронеж, Астрахань, Архангельск, Шахты. И тенденция сохраняется, отметил председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. Вместо них на маршруты выходят автобусы, которые не такие вместительные, как электротранспорт, да еще и не отличается экологичностью.
 
\»Проблема в том, что трамваи — это достаточно капиталоемкая история, — рассказал \»РГ\» глава Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта минтранса Алексей Бакирей. — Многое из того, что сейчас мы имеем, было создано вчера или позавчера. Конечно, идет огромный износ как подвижного состава, так и инфраструктуры. Это трамвайные пути, контактные линии, подстанции\». Для того чтобы поддержать это все в хорошем состоянии, нужны огромные средства, которые регионы у себя найти не могут.
 
Пассажиропотоки за 30 лет сильно изменились, в магазины в центре города ездит больше людей, чем на завод на окраине. Учитывая это, в ряде случаев закрытие трамвайных линий было неизбежно. Но \»убийство\» важных трамвайных направлений оправдать нельзя, уверен Янков.
 
Часто возникает вопрос: почему федеральный центр на свои деньги не может закупить новые троллейбусы и трамваи, проложить или восстановить пути. Да потому что развитие транспортной системы — ответственность региона, отметил Алексей Бакирей. Но возможность получить финансовую поддержку на эти цели из федерального бюджета есть, уверен он.
 
Первая — дотации из федеральной казны регионам. Они обезличены, и регион сам должен решить, на что они пойдут. Как правило, эти деньги решают самые актуальные социальные проблемы. Почему бы местным властям не включить в этот перечень поддержку трамваев и троллейбусов?
 
Вторая возможность — получить деньги в рамках программы обновления подвижного состава. \»В 2015-2016 годах по линии минпромторга были заложены средства в федеральном бюджете на субсидирование таких мероприятий. В прошлом году сумма составила 384 миллиона рублей, в этом году запланирован уже один миллиард рублей\», — констатировал Бакирей. Пока еще субсидии на этот год для регионов не утверждены.
 
Есть еще пример Крымского федерального округа, где обновление парка троллейбусов и трамваев происходит по программе некоммерческого лизинга с привлечением средств федерального бюджета, выделенных через Государственную транспортную лизинговую компанию. \»Но любая лизинговая схема предполагает возвратность средств — лизинговые платежи нужно уплачивать за счет доходов, получаемых при использовании транспортных средств, — говорит Алексей Бакирей. — А с гарантией возвратности пока сложности\».
 
читайте также
 
РГ + Россия 24: Продлены льготы на пользование железнодорожной инфраструктурой
 
Еще больше денег, как выяснилось, нужно на модернизацию рельсов. В минтрансе уверены, что тут без государственно-частного партнерства не обойтись. И примеры уже есть. \»В Санкт-Петербурге проведен конкурс, выбран концессионер, который возьмет в управление на 30 лет сеть из четырех маршрутов. Он взял обязательство построить трамвайный парк в Красногвардейском районе и реконструировать действующую инфраструктуру. Новые же объекты при этом становятся собственностью города\», — рассказал Бакирей. При этом концессионер будет обеспечивать выполнение перевозок в период действия договора. Объем инвестиций — немногим менее 9 миллиардов рублей.
 
Так что шанс сохранить электрический транспорт в России есть. Тем более что к такому же решению пришли во многих странах мира. Начиная с 90-х годов прошлого века практически все европейские страны активно развивают трамвай как основной вид городского транспорта. Начали прокладывать трамвайные пути и в африканских странах. Сегодня трамваи продолжают возить пассажиров в 62 городах, а троллейбусы — в 90 городах России.
 
Практически везде электрический транспорт дотируется на 60-65 процентов из муниципального бюджета. И Россия не исключение. Надо дать возможность муниципалитетам строить трамвайные пути за счет их дорожных фондов, а средства от платных парковок пускать на развитие электротранспорта, оформив их как целевой местный налог, считают эксперты, опрошенные \»РГ\».
 
Также можно внести изменения в Лесной кодекс РФ, которые позволят тянуть трамвайные пути через парки. При этом возвращать эти земли в фонд городских лесов в случае отказа администрации от строительства линии или закрытии трамвайного маршрута.
 
Как вам это?
 
читайте также
 
Кабмин выделил 200 млн рублей на региональные авиаперевозки
 
Константин Трофименко, директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ:
 
— Появление современного маршрута трамваев в том или ином районе любого города-миллионника дает массу плюсов как для самих жителей, так и для муниципалитета, и хотя этот вид транспорта и дотационный, но в него стоит вкладывать деньги. Во-первых, как и в случае с появлением метро, вырастает стоимость квадратного метра недвижимости на 20-30 процентов, что повышает и инвестиционную привлекательность города. Во-вторых, это один из самых экологичных массовых видов транспорта. Он может в час перевезти 20-25 тысяч пассажиров. В час пик расходы на перевозку пассажиров сокращаются на 30-40 процентов. Экономия идет за счет многократного превышения производительности труда водителя, снижения затрат на эксплуатацию и обслуживание подвижного состава на электротранспорте.