Важнейший сегмент рынка перевозок

Важнейший сегмент рынка перевозок 
– Автомобильный транспорт – важнейший сегмент рынка перевозок. Достаточно ли, на ваш взгляд, отрасль обеспечена нормативно–правовыми актами? Готовятся ли сегодня новые законы, призванные повысить эффективность деятельности автотранспортников?
 – Говорить о полном правовом урегулировании всех проблемных и актуальных вопросов в сфере автомобильного транспорта, безусловно, преждевременно. Но нормативная база продолжает развиваться и совершенствоваться. Так, только за последний год приняты 3 ключевых федеральных закона, направленных на формирование новых и уточнение действующих правовых норм в области организации и контроля за международными автомобильными перевозками, движением крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств, перевозками опасных грузов, а также регулярными перевозками пассажиров. Перед министерством стоит задача по разработке проектов около 20 подзаконных актов – постановлений Правительства РФ, приказов Минтранса. Рассчитываю, что эти акты будут изданы в установленные сроки и позволят создать целостное правовое регулирование указанных правоотношений. 
В 2014 году Минтрансом России были утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Но уже сегодня по поручению правительства мы работаем над развитием этих правил в части регулирования вопросов крепления и размещения грузов. Кроме того, в текущем месяце Правительством РФ внесен в Госдуму проект федерального закона об установлении административной ответственности за нарушение указанных правил.
 В 2015 году правительством были внесены в Госдуму еще 2 подготовленных Минтрансом проекта федеральных законов (об усилении ответственности индивидуальных предпринимателей за нарушения в сфере перевозок и об уточнении порядка аттестации лиц, ответственных за безопасность дорожного движения).
 В рамках исполнения поручения правительства осуществляется разработка проекта федерального закона, направленного на установление для лиц, осуществляющих перевозки для собственных нужд, требований, которые установлены для лиц, осуществляющих перевозку по договору перевозки или договору фрахтования.
 Несколько недель назад на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ Минтранса «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Утверждены типовые программы профобучения в области международных автоперевозок.
 В Правительство РФ внесен законопроект, устанавливающий ответственность за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок и Правил организованной перевозки группы детей.
 Нам предстоит завершить выработку предложений, направленных на усиление контроля за перевозками пассажиров по заказу, совершенствование правовых основ деятельности автовокзалов и автостанций, создание условий для осуществления перевозок скоропортящихся грузов, надлежащего контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей.
 – Как бы вы оценили сегодняшнее состояние парка предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта?
 – Основными недостатками парка грузовых и пассажирских автомобилей России продолжают оставаться его высокий средний возраст и сравнительно низкий средний уровень экологических характеристик. 64% грузовых автомобилей имеют возраст более 10 лет, 60% соответствуют экологическому классу Евро–0, только 20% имеют возраст до 5 лет и лишь 12% – экологический класс Евро–3 и выше.
 В сегменте автобусов ситуация в текущем году следующая: 46,5% автобусов имеют возраст более 10 лет и 50% соответствуют классу Евро–0, при этом количество автобусов до 5 лет составляет 25% от общего объема, а автобусов с экологическим классом Евро–3 – 15%. 
Лучше дела с обновлением парка обстоят с легковыми автомобилями корпоративных парков и грузовыми автомобилями для международных перевозок. Парки грузовых автомобилей и автобусов, работающих на внутренних линиях, обновляются более медленными темпами. Безусловно, текущая экономическая конъюнктура не способствует расширению использования кредитных и лизинговых схем для обновления подвижного состава.
 В настоящее время по линии Минпромторга России реализуется ряд мер, стимулирующих обновление автомобильного парка страны и поддерживающих автопроизводителей. К ним относится программа субсидирования приобретения газомоторных транспортных средств и электротранспорта. В федеральном бюджете на 2015 год предусмотрены средства в объеме более 3 млрд руб. 
Правительством РФ утверждена Программа некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Крымского федерального округа. 
Рассчитываем, что заложенный в федеральном законе № 220 потенциал формирования адекватных финансово–экономических основ деятельности регулярных пассажирских перевозчиков будет реализован максимально полно, что позволит стабилизировать ситуацию в этой сфере.
 – Автомобильные пробки и несовершенство дорожно–транспортной инфраструктуры давно стали притчей во языцех. Какие предложения были высказаны и какие подготовлены документы для решения этих вопросов по итогам недавно прошедшей в Иркутске международной конференции, посвященной созданию устойчивой транспортной системы в тесной взаимосвязи с градостроительной политикой?
 – Действительно, транспортные проблемы городов во многом связаны с несовершенством градостроительного и территориального планирования, отсутствием эффективной системы организации дорожного движения. Именно поэтому в последнее время все больше говорится о необходимости грамотного управления транспортным спросом, о его рациональном распределении по видам городского транспорта, использовании эффективных интеллектуальных транспортных систем. Именно эти вопросы были в центре внимания Международной конференции в Иркутске «В поиске синергии: интеграция транспортного и градостроительного планирования и использование методов организации дорожного движения для обеспечения эффективной и безопасной мобильности в городах», которая проводилась под эгидой Минтранса России, Европейской экономической комиссии ООН и Всемирной организации здравоохранения в рамках Общеевропейской программы по транспорту, окружающей среде и охране здоровья человека. 
В ходе конференции, организованной нашим ведущим отраслевым институтом НИИАТ совместно с Иркутским национальным государственным техническим университетом, рассматривался целый комплекс вопросов. Это и проблематика формирования законодательных основ для интеграции политик в области транспорта, городского планирования, охраны окружающей среды и здоровья населения, это и проблемы применения современных методов организации дорожного движения в целях оптимизации использования городских улично–дорожных сетей и регулирования транспортного спроса. Была рассмотрена передовая практика координации градостроительной и транспортной политики, обсуждено применение современных интеллектуальных транспортных систем, средств телематики и связи в целях управления мобильностью в городах.
 Основные решения конференции оформлены в виде резолюции, содержащей рекомендации органам власти различных уровней, организациям по совершенствованию их деятельности, в том числе нормотворческой и правоприменительной.
 – Значимость мероприятия подтверждается участием в нем большого числа специалистов. В том числе и зарубежных – из Японии, Франции, Нидерландов, Германии и Австрии. Значит ли это, что они вместе со своими российскими коллегами будут разрабатывать некую универсальную модель устойчивого городского транспортного планирования и управления мобильностью в городах? 
– Да, в принципе эта идея обсуждается последние годы на европейском уровне. В апреле 2014 года Российская Федерация выступила с инициативой организации международного партнерства по интеграции вопросов транспорта, окружающей среды и охраны здоровья в градостроительную политику в рамках Общеевропейской программы ЕЭК ООН – ВОЗ по транспорту, охране окружающей среды и здоровью.
 Инициатива России была поддержана Францией и рядом других стран. Конференция в Иркутске стала первым практическим шагом в реализации такого партнерства. Основная идея проведения таких мероприятий – это обмен передовым опытом и совместные обсуждения проблем. Мы планируем проведение в российских городах еще ряда подобных международных мероприятий. Готовят подобные предложения и наши французские коллеги. Конечно, такое партнерство, как мы предполагаем, будет в дальнейшем решать и другие задачи, в том числе в области организации научно–технического сотрудничества между странами и реализации совместных проектов по рассматриваемой проблеме, а также совместных программ подготовки специалистов в области «устойчивого планирования» и т. п.
 – В условиях дальнейшей стремительной автомобилизации населения уже сегодня необходимы механизмы управления для использования имеющегося инструментария и передового опыта в области организации и безопасности дорожного движения на практике. Какие меры предприняты Минтрансом России для повышения эффективности этой работы?
 – Среди достижений последнего времени я бы выделил прежде всего издание Минтрансом России в марте текущего года приказа, утвердившего правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения. Фактически впервые в современной России на уровне нормативного акта сформулированы требования к порядку разработки документации по организации дорожного движения. Рассчитываем, что документ будет востребован в первую очередь нашими коллегами в муниципальных образованиях и регионах при осуществлении ими практической деятельности в области организации дорожного движения и сформирует определенный инструментарий для решения проблем в данной сфере.
 – Что бы вы пожелали работникам автомобильного и городского пассажирского транспорта в день их профессионального праздника?
 – Прежде всего позвольте выразить признательность ветеранам автомобильного транспорта, посвятившим свою жизнь любимой профессии. Сегодня многие из них, передавая свой богатый опыт, продолжают честно и добросовестно служить Родине, решают главную задачу – повышения профессионализма и престижа работы на автомобильном и городском пассажирском транспорте.
 В работе сотрудников автомобильного и городского пассажирского транспорта мелочей нет, важны личная дисциплинированность и порядок, взаимопомощь и взаимовыручка. 
Желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия и любви в семьях. Пусть на вашем жизненном пути будут только хорошие дороги и безаварийные рейсы!
 
Беседу вел 
Валерий БУДУМЯН,
 обозреватель «ТР» 
22.10.2015 
Транспорт России

Важнейший сегмент рынка перевозок 
– Автомобильный транспорт – важнейший сегмент рынка перевозок. Достаточно ли, на ваш взгляд, отрасль обеспечена нормативно–правовыми актами? Готовятся ли сегодня новые законы, призванные повысить эффективность деятельности автотранспортников?
 – Говорить о полном правовом урегулировании всех проблемных и актуальных вопросов в сфере автомобильного транспорта, безусловно, преждевременно. Но нормативная база продолжает развиваться и совершенствоваться. Так, только за последний год приняты 3 ключевых федеральных закона, направленных на формирование новых и уточнение действующих правовых норм в области организации и контроля за международными автомобильными перевозками, движением крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств, перевозками опасных грузов, а также регулярными перевозками пассажиров. Перед министерством стоит задача по разработке проектов около 20 подзаконных актов – постановлений Правительства РФ, приказов Минтранса. Рассчитываю, что эти акты будут изданы в установленные сроки и позволят создать целостное правовое регулирование указанных правоотношений. 
В 2014 году Минтрансом России были утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Но уже сегодня по поручению правительства мы работаем над развитием этих правил в части регулирования вопросов крепления и размещения грузов. Кроме того, в текущем месяце Правительством РФ внесен в Госдуму проект федерального закона об установлении административной ответственности за нарушение указанных правил.
 В 2015 году правительством были внесены в Госдуму еще 2 подготовленных Минтрансом проекта федеральных законов (об усилении ответственности индивидуальных предпринимателей за нарушения в сфере перевозок и об уточнении порядка аттестации лиц, ответственных за безопасность дорожного движения).
 В рамках исполнения поручения правительства осуществляется разработка проекта федерального закона, направленного на установление для лиц, осуществляющих перевозки для собственных нужд, требований, которые установлены для лиц, осуществляющих перевозку по договору перевозки или договору фрахтования.
 Несколько недель назад на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ Минтранса «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Утверждены типовые программы профобучения в области международных автоперевозок.
 В Правительство РФ внесен законопроект, устанавливающий ответственность за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок и Правил организованной перевозки группы детей.
 Нам предстоит завершить выработку предложений, направленных на усиление контроля за перевозками пассажиров по заказу, совершенствование правовых основ деятельности автовокзалов и автостанций, создание условий для осуществления перевозок скоропортящихся грузов, надлежащего контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей.
 – Как бы вы оценили сегодняшнее состояние парка предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта?
 – Основными недостатками парка грузовых и пассажирских автомобилей России продолжают оставаться его высокий средний возраст и сравнительно низкий средний уровень экологических характеристик. 64% грузовых автомобилей имеют возраст более 10 лет, 60% соответствуют экологическому классу Евро–0, только 20% имеют возраст до 5 лет и лишь 12% – экологический класс Евро–3 и выше.
 В сегменте автобусов ситуация в текущем году следующая: 46,5% автобусов имеют возраст более 10 лет и 50% соответствуют классу Евро–0, при этом количество автобусов до 5 лет составляет 25% от общего объема, а автобусов с экологическим классом Евро–3 – 15%. 
Лучше дела с обновлением парка обстоят с легковыми автомобилями корпоративных парков и грузовыми автомобилями для международных перевозок. Парки грузовых автомобилей и автобусов, работающих на внутренних линиях, обновляются более медленными темпами. Безусловно, текущая экономическая конъюнктура не способствует расширению использования кредитных и лизинговых схем для обновления подвижного состава.
 В настоящее время по линии Минпромторга России реализуется ряд мер, стимулирующих обновление автомобильного парка страны и поддерживающих автопроизводителей. К ним относится программа субсидирования приобретения газомоторных транспортных средств и электротранспорта. В федеральном бюджете на 2015 год предусмотрены средства в объеме более 3 млрд руб. 
Правительством РФ утверждена Программа некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Крымского федерального округа. 
Рассчитываем, что заложенный в федеральном законе № 220 потенциал формирования адекватных финансово–экономических основ деятельности регулярных пассажирских перевозчиков будет реализован максимально полно, что позволит стабилизировать ситуацию в этой сфере.
 – Автомобильные пробки и несовершенство дорожно–транспортной инфраструктуры давно стали притчей во языцех. Какие предложения были высказаны и какие подготовлены документы для решения этих вопросов по итогам недавно прошедшей в Иркутске международной конференции, посвященной созданию устойчивой транспортной системы в тесной взаимосвязи с градостроительной политикой?
 – Действительно, транспортные проблемы городов во многом связаны с несовершенством градостроительного и территориального планирования, отсутствием эффективной системы организации дорожного движения. Именно поэтому в последнее время все больше говорится о необходимости грамотного управления транспортным спросом, о его рациональном распределении по видам городского транспорта, использовании эффективных интеллектуальных транспортных систем. Именно эти вопросы были в центре внимания Международной конференции в Иркутске «В поиске синергии: интеграция транспортного и градостроительного планирования и использование методов организации дорожного движения для обеспечения эффективной и безопасной мобильности в городах», которая проводилась под эгидой Минтранса России, Европейской экономической комиссии ООН и Всемирной организации здравоохранения в рамках Общеевропейской программы по транспорту, окружающей среде и охране здоровья человека. 
В ходе конференции, организованной нашим ведущим отраслевым институтом НИИАТ совместно с Иркутским национальным государственным техническим университетом, рассматривался целый комплекс вопросов. Это и проблематика формирования законодательных основ для интеграции политик в области транспорта, городского планирования, охраны окружающей среды и здоровья населения, это и проблемы применения современных методов организации дорожного движения в целях оптимизации использования городских улично–дорожных сетей и регулирования транспортного спроса. Была рассмотрена передовая практика координации градостроительной и транспортной политики, обсуждено применение современных интеллектуальных транспортных систем, средств телематики и связи в целях управления мобильностью в городах.
 Основные решения конференции оформлены в виде резолюции, содержащей рекомендации органам власти различных уровней, организациям по совершенствованию их деятельности, в том числе нормотворческой и правоприменительной.
 – Значимость мероприятия подтверждается участием в нем большого числа специалистов. В том числе и зарубежных – из Японии, Франции, Нидерландов, Германии и Австрии. Значит ли это, что они вместе со своими российскими коллегами будут разрабатывать некую универсальную модель устойчивого городского транспортного планирования и управления мобильностью в городах? 
– Да, в принципе эта идея обсуждается последние годы на европейском уровне. В апреле 2014 года Российская Федерация выступила с инициативой организации международного партнерства по интеграции вопросов транспорта, окружающей среды и охраны здоровья в градостроительную политику в рамках Общеевропейской программы ЕЭК ООН – ВОЗ по транспорту, охране окружающей среды и здоровью.
 Инициатива России была поддержана Францией и рядом других стран. Конференция в Иркутске стала первым практическим шагом в реализации такого партнерства. Основная идея проведения таких мероприятий – это обмен передовым опытом и совместные обсуждения проблем. Мы планируем проведение в российских городах еще ряда подобных международных мероприятий. Готовят подобные предложения и наши французские коллеги. Конечно, такое партнерство, как мы предполагаем, будет в дальнейшем решать и другие задачи, в том числе в области организации научно–технического сотрудничества между странами и реализации совместных проектов по рассматриваемой проблеме, а также совместных программ подготовки специалистов в области «устойчивого планирования» и т. п.
 – В условиях дальнейшей стремительной автомобилизации населения уже сегодня необходимы механизмы управления для использования имеющегося инструментария и передового опыта в области организации и безопасности дорожного движения на практике. Какие меры предприняты Минтрансом России для повышения эффективности этой работы?
 – Среди достижений последнего времени я бы выделил прежде всего издание Минтрансом России в марте текущего года приказа, утвердившего правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения. Фактически впервые в современной России на уровне нормативного акта сформулированы требования к порядку разработки документации по организации дорожного движения. Рассчитываем, что документ будет востребован в первую очередь нашими коллегами в муниципальных образованиях и регионах при осуществлении ими практической деятельности в области организации дорожного движения и сформирует определенный инструментарий для решения проблем в данной сфере.
 – Что бы вы пожелали работникам автомобильного и городского пассажирского транспорта в день их профессионального праздника?
 – Прежде всего позвольте выразить признательность ветеранам автомобильного транспорта, посвятившим свою жизнь любимой профессии. Сегодня многие из них, передавая свой богатый опыт, продолжают честно и добросовестно служить Родине, решают главную задачу – повышения профессионализма и престижа работы на автомобильном и городском пассажирском транспорте.
 В работе сотрудников автомобильного и городского пассажирского транспорта мелочей нет, важны личная дисциплинированность и порядок, взаимопомощь и взаимовыручка. 
Желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия и любви в семьях. Пусть на вашем жизненном пути будут только хорошие дороги и безаварийные рейсы!
 
Беседу вел 
Валерий БУДУМЯН,
 обозреватель «ТР» 
22.10.2015 
Транспорт России