СИБИРСКИЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ ПРОСЯТ ОТСРОЧИТЬ ВЗИМАНИЕ ПЛАТЫ С БОЛЬШЕГРУЗОВ

РБК; 26.10.2015; СИБИРСКИЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ ПРОСЯТ ОТСРОЧИТЬ ВЗИМАНИЕ ПЛАТЫ С БОЛЬШЕГРУЗОВ
Сибирские перевозчики просят власти отсрочить запуск системы взимания платы с большегрузов за проезд по федеральным дорогам – еще нет необходимого оборудования, хотя осталось всего несколько недель, а штрафы за нарушение достигают 1 млн рублей.
Перевозчики: Для системы нужен тестовый период
Постановление правительства РФ № 504, в соответствии с которым с грузовиков весом свыше 12 тонн должны взимать плату за ущерб, причиненный федеральным дорогам, вступит в силу с 15 ноября. Деньги будут взиматься через систему «Платон» компании «РТ-Инвест транспортные системы», утвержденный весной тариф составляет 3,73 рублей за 1 километр без НДС.
«То, что система будет введена и начнет действовать, нет никакого сомнения, об этом четко было дано понять на совещании, которое проходило в середине октября у вице-премьера России Аркадия Дворковича. Но у нас есть ряд предложений, с которыми мы обратились и еще будем обращаться в федеральные органы власти», – сообщил РБК.Новосибирск президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.
По его словам, во-первых, система не вполне готова. Так, «РТ-Инвест транспортные системы» должен выдать автоперевозчикам трекеры – считывающие устройства, которые надо установить на каждое транспортное средство. Их пока нет, как и рамок, которые должны быть установлены на федеральных дорогах, через них будет производиться считывание. Оплата будет проходить через личный кабинет, который должен завести каждый перевозчик в системе, заключив договор с компанией-оператором.
«Просим определить период для корректировки системы, выявить слабые места. Этот тестовый период необходимо провести на безвозмездной основе», – сказал Трунаев.
Кроме того, система предполагает предоплату со стороны автоперевозчиков за пользование федеральными дорогами. «Мы настаиваем, чтобы оплата была по факту – после того, как перевозчик выполнит доставку грузов, и у него появятся деньги. Сейчас довольно сложный экономический период для всех. К сожалению, перевозчики получают оплату лишь через 1,5-3 месяца после выполненной работы», – сообщил собеседник.
В-третьих, перевозчики считают неадекватным размер штрафов – за первое нарушение предполагается наказывать на сумму в 300 тыс рублей, последующее – 1 млн рублей.
Цены снова подрастут
Глава Сибирского АСМАП рассказал, что за отправку одного большегруза из Новосибирска в Москву и обратно нужно будет заплатить 25 тыс рублей, в месяц машина может совершить три таких рейса. Средний парк перевозчика насчитывает 20-30 машин. Сумма набирается немалая, и перевозчики просят снизить размер платы почти в 4 раза, по их мнению, он не должен превышать 1 рубль за 1 километр, говорит он.
«Прекрасно понимаем, что денег в бюджете РФ сейчас не хватает, дороги содержать и строить надо, но данная система ляжет дополнительной нагрузкой на перевозчиков. Мы готовы к конструктивному диалогу», – отметил Трунаев.
Он сообщил, что перевозчики готовы включить расходы, предполагаемые нововведением, в стоимость перевозки. Но в итоге, говорит Трунаев, это ляжет на конечного потребителя, скажется на ценах товаров.
«Если все останется без изменений, и нас не услышат, очень велика вероятность того, что многие перевозчики просто не смогут работать после 15 ноября. Это понимают крупнейшие инвесторы, в том числе иностранные – PepsiCo, Danone, которые вложили капитал в производство на территории России. У них была встреча с Дмитрием Медведевым, где они тоже выражали озабоченность, что в таком виде нововведение ударит не только по перевозчику», – рассказал он.
Сборы составят 50 млрд рублей в год
Как указано на сайте «РТ-Инвест транспортные системы», инвестиции в создание системы «Платон» оцениваются в 30 млрд рублей. Ранее генеральный директор компании Александр Советников сообщал, что проект реализуется на основе концессионного соглашения и финансируется за счет собственных средств концессионера и привлеченных – Газпромбанк профинансирует проект в размере 27 млрд рублей.
Согласно концессионному соглашению на протяжении 13 лет после запуска компания будет обслуживать систему «Платон», собирать плату – порядка 50 млрд рублей в год – и передавать ее в дорожный фонд. За это компании будут возвращать по 10,6 млрд рублей в год – так компания должна покрыть свои затраты на эксплуатацию и получить доход.
По данным РБК со ссылкой на СПАРК, «РТ-Инвест транспортные системы» на 50% принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% – бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха». Две недели назад Росавтодор сообщил, что с 15 октября в регионах России открылись Центры информационной поддержки пользователей: всего 138 офисов, включая 35 пограничных, расположенных в районах международных автомобильных пунктов пропуска на границах страны.
Деньги в отрасль
По данным Росавтодора, 56% от общего ущерба федеральным дорогам приходится именно на тяжеловесный грузовой транспорт. Действие автоматизированной системы взимания платы в счет возмещения вреда федеральным автодорогам общего пользования с транспортных средств массой свыше 12 тонн распространяется на 50,7 774 тыс км федеральных автомобильных дорог, за исключением платных участков дорог, среди ее пользователей более 2 млн российских грузоперевозчиков и сотни зарубежных логистических компаний. После создания и окончания приемки система станет собственностью Российской Федерации.
«Полученные средства поступят в Федеральный дорожный фонд и будут направлены на обеспечение поддержания федеральных автомобильных дорог в нормативном состоянии», – говорится в материалах Росавтодора.
Весной этого года министр транспорта РФ Максим Соколов в рамках международного форума «Транспорт «Сибири», который проходил в Новосибирске, рассказал журналистам, что источником финансирования крупных проектов государственно-частного партнерства в дорожной отрасли будут средства, которые планируется собирать за счет прохождения по федеральным трассам большегрузных автомобилей массой больше 12 тонн.
Новосибирские власти рассчитывают получить из этого фонда софинансирование строительства четвертого автомобильного моста через реку Обь в Новосибирске в размере 50%, а также Юго-Западного транзита.