4:1 в пользу нелегалов

4:1 в пользу нелегалов 
Такую статистику привел один из участников «круглого стола» «Противодействие нелегальным автобусным перевозкам», прошедшего недавно в Общественной палате Российской Федерации. В мероприятии приняли участие 22 эксперта – представители Генеральной и транспортной прокуратур, Ространснадзора и ГИБДД, Департамента транспорта г. Москвы и Московского автомобильно–дорожного государственного технического университета (МАДИ), специалисты профильных общественных объединений и советов.
 На примере Москвы и Московской области эксперты обсудили конкретные действия, предпринимаемые каждым уполномоченным органом государственной власти в рамках профилактики и противодействия нелегальным автобусным перевозкам.
 
Система несовершенна 
– Довольно часто на площадке Общественной палаты при обсуждении какой–то проблемы отсутствие конкретных действий по пресечению правонарушений оправдывается несовершенством действующего законодательства, – подчеркнул ведущий «круглого стола» – председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с общественной наблюдательной комиссией Антон Цветков. – Это касается и незаконных автобусных перевозок. Тем не менее законодательство есть, и в его рамках необходимо работать.
 – Но для того, чтобы все четко понимали, о чем пойдет речь сегодня, нужно определить, кто же такие с точки зрения действующего законодательства нелегальные автобусные перевозчики, – вступил в дискуссию заместитель общественного омбудсмена по транспорту уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Юрий Свешников.
 В результате живого обсуждения участники встречи остановились на рабочей формулировке для нелегальной автобусной перевозки: это перевозка, осуществляемая с нарушением существующего законодательства.
 В свою очередь исполнительный директор НП «ТАМА», заведующий кафедрой МАДИ Норайр Блудян высказал мнение о том, что законодательная власть совершила ошибку, отменив лицензирование заказных перевозок. Это упущение нужно исправить, поскольку именно заказные перевозки являются источником большей части нелегальных автобусных перевозок. Эти перевозки, хоть и прикрыты договорами и другими документами, тем не менее нелегитимны.
  – Считаю, что заказные перевозки федеральным законодательством в срочном порядке должны быть введены в ранг лицензированных видов деятельности, – отметил Норайр Блудян. – Понимая, что процедура может быть растянута во времени, предлагаю на этот период соответствующими подзаконными актами заказным перевозкам придать конкретные идентификационные признаки, условия и ограничения, которые сделают их легальными.
 По мнению завкафедрой МАДИ, незаконные перевозки порождает сама система лицензирования, принятая в Российской Федерации. Она абсолютно несовершенна и требует коренной перестройки. 
Другой блок проблем, о котором упомянул эксперт, касается межсубъектного транспортного сообщения между Москвой и Московской областью. Решить эти вопросы призван принятый недавно Федеральный закон 
№ 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом предусмотрены соответствующие процедуры для того, чтобы оба субъекта в оговоренные сроки привели в соответствие всю систему допуска перевозчиков на межсубъектные маршруты. 
С конструктивными разъяснениями по вопросам автобусных перевозок в Московской области выступил президент Московского областного транспортного союза, доктор наук, профессор Борис Винокуров. Он отметил, что существует постановление Правительства РФ, которое регламентирует порядок проведения конкурса по допуску перевозчика.
 – Конкурс проходит, перевозчик получает допуск, соответствующие документы, но, к сожалению, должен все это согласовать в Москве, – подчеркнул Борис Винокуров. – Таким образом, получив допуск в Московской области, перевозчик в итоге имеет на руках не полный продукт, а, так сказать, полуфабрикат. То есть правом работать на межрегиональном маршруте он так и не владеет. Согласование же в Москве – процедура длительная, и за то время, пока она осуществляется, на перевозчика накладываются штрафные санкции, которые сегодня превышают 100 млн руб.
 Как отметил Борис Винокуров, Москва и Московская область никогда не могли договориться по пригородным автобусным перевозкам, пока не было федерального закона, регулирующего их. Эта несогласованность приводила к большим финансовым и временным затратам со стороны добросовестных легальных перевозчиков.
 – Мы в Московской области теряем ежегодно около миллиарда рублей из–за того, что на регулярных перевозках работают нелегитимные перевозчики, – отметил Борис Винокуров. – Теперь, когда вступил в силу 
№ 220–ФЗ, порядок согласования межрегиональных маршрутов определяется соглашением. Над ним, кстати, Москва и Московская область работают уже очень давно. Тем не менее соглашения нет. Почему? Потому что Москва настаивает на так называемом паритете. То есть в столице считают, что все количество маршрутов надо грубо поделить пополам. Но такого быть не может по той простой причине, что 85% пассажиров в Москву перевозятся из Московской области, а не наоборот. Поэтому я прошу Общественную палату РФ обратиться к руководителям транспортных структур Москвы и Московской области с тем, чтобы ускорить подписание этого соглашения.
 
Без всякой маскировки 
Серьезной темой обсуждения стала проблема контроля перевозок. По мнению Норайра Блудяна, с теми штатами сотрудников, которыми располагают сегодня структуры Ространснадзора, они не в состоянии эффективно справляться с поставленными задачами. Тем более что нелегитимные автобусные перевозки имеют сейчас настолько большой удельный вес – по разным оценкам от трети до половины всех межсубъектных перево-
 зок, – что даже создают, используя пробелы в законодательстве, собственную инфраструктуру. К примеру, билетные кассы на железнодорожных вокзалах, где продают билеты или абонементы на междугородные или пригородные автобусы, отходящие от этих же вокзалов. Формально они законны, но обслуживают нелегальные автобусные перевозки. Как отметила прокурор отдела Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Ольга Буторина, такие кассы есть на Павелецком, Казанском, Курском вокзалах. 
– В столице пять автовокзалов, – отметил руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Сергей Дьяков, – однако нелегалы там не работают, так как нужно платить за услуги, которые эти автовокзалы предоставляют. В частности, санитарное обслуживание, услуги детских комнат и прочее. Соответственно нелегалы ищут пристанище, где этих услуг нет. По результатам последних инспекций, проведенных на территории Казанского вокзала, обнаружены железнодорожные кассы, где распространяются билеты на автобусы, нелегально осуществляющие пассажирские перевозки. При этом незаконные перевозчики сами составляют расписание и сажают пассажиров в местах, для этого не приспособленных, в то время как места высадки и посадки пассажиров должны быть согласованы с местными властями.
 – Нелегальные перевозчики обнаглели от безнаказанности, – подчеркнул Антон Цветков. – В рамках проверочных мероприятий мы выявили массу нарушений: от отсутствия соответствующей документации до привинченных саморезами к полу сидений. Кстати, в результате операций «Автобус», которые проводились совместно с ГИБДД Москвы, аналогичные претензии есть и к перевозчикам, которые работают на маршрутах вполне легально. Но как регулировать их деятельность – понятно. Непонятно, что делать с нелегалами? Дело дошло до того, что в Москве и Московской области без всякой маскировки легко можно получить услугу по нелегальной перевозке!
 Своеобразной иллюстрацией к этому высказыванию стал рассказ начальника Управления регионального административно–транспортного контроля министерства транспорта Московской области Сергея Верхоглядова.
 – В Красногорске ИП Сергеев из Чувашской Республики на установленном маршруте № 6 осуществляет регулярные перевозки. При этом взимает плату с водителей, которые, кстати, в машинах и ночуют. Нет там никакой базы, ничего нет. Сейчас мы совместно с УГАДН Московской области работаем над полным пресечением деятельности этого нелегального перевозчика.
 
Ответственность – уголовная 
О своих действиях по работе с нелегальными перевозчиками рассказал заместитель начальника центрального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Савкин. Он отметил, что в соответствии с установленными правовыми нормами, регламентирующими проверки субъектов транспорта, за допущенные нарушения при нелицензированных перевозках, а заказные перевозки являются таковыми, выдается предписание. В случае его невыполнения материалы отправляются в суд, и юридическое лицо может быть оштрафовано. 
– В настоящее время полномочия по применению мер административного воздействия к нарушителям транспортного законодательства, осуществляющим перевозку пассажиров для собственных нужд и по заказу, минимальны, – отметил Виктор Савкин. – Штраф на водителя 5 тыс. руб., на должностное лицо 50 тыс. руб. и на юридическое лицо 200 тыс. руб. Однако доказать виновность должностного или юридического лица очень трудно. Они ловко пользуются прорехами в транспортном законодательстве.
 Виктор Савкин отметил также, что отсутствие определенных полномочий у сотрудников управления по остановке транспортного средства, проверке документов, удостоверяющих личность водителя, не позволяет в полной мере проводить работу по выявлению перевозчиков, нарушающих законы. Тем не менее, несмотря на трудности, по итогам первого полугодия 2015 года управление заняло третье место по России. В ходе столичных рейдов Ространснадзора были выявлены 729 нарушений транспортного законодательства. В том числе по нелегальным перевозкам составлены 355 протоколов. За полгода арестованы 348 транспортных средств. Сумма наложенных штрафов составила 18,7 млн руб. Правда, взыскано только 4,2 млн руб. Вероятно, показатели управления были бы намного выше, если бы работа осуществлялась не только в рабочие часы. Ведь нелегальные перевозки осуществляются в основном в часы пик – утром с 5:00 до 8:30 и вечером после 18:30. Но в это время у надзорных органов рабочий день либо еще не начался, либо уже завершился. Так что и здесь есть над чем поразмыслить и организовать рабочий день сотрудников, чтобы он был более эффективным.
 Своим мнением об эффективности проводимых мероприятий в борьбе с нелегальными автобусными перевозками поделилась и заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Алла Сологубова. Она, в частности, остановилась на штрафах.
 – Их увеличение, – подчеркнула Алла Сологубова, – оправдано только тогда, когда от существующих штрафных санкций нет должного эффекта. Наша задача при увеличении штрафов, ужесточении наказания вплоть до уголовной ответственности – доказать, что никакие ныне действующие меры нелегальным перевозчикам не страшны. Доказать же это можно, только работая сообща, когда в процесс включены МВД и Генпрокуратура, налоговые органы и миграционная служба, Ространснадзор и общественные организации. Тогда, вероятно, можно будет отсечь такого перевозчика от возможности предоставлять транспортную услугу пассажирам, среди которых, кстати, много тех, кто абсолютно не понимает, что, сев в такое транспортное средство, они рискуют своими жизнями и здоровьем.
 Алла Сологубова отметила также необходимость проведения просветительской работы среди пассажиров. К примеру, их надо информировать о том, что в транспортном средстве на видном месте должно быть свидетельство о страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью пассажиров.
 – Заметив, что пассажиры становятся грамотными, что на любое действие нелегала тут же последует противодействие пассажира, закрепленное юридическими знаниями, перевозчик волей–неволей задумается: а стоит ли искушать судьбу? – подытожила Алла Сологубова. 
Завершая работу «круглого стола», Антон Цветков привел не-
 утешительную статистику. В 2014 году по вине водителей автобусов в ДТП погибли почти 300 человек, а за минувшие шесть месяцев 2015 года – уже 160 человек. 
– Выражу солидарность с коллегами по вопросу применения уголовной ответственности к виновникам этих аварий, – отметил Антон Цветков. – К примеру, конфисковали транспортное средство, провели техническую экспертизу, установили вопиющие безо-
 бразия, внесли их в акт обследования, и уголовное дело можно возбуждать. Тогда, думаю, большое число нелегальных автобусных перевозок исчезнет в одночасье.
 
Валерий БУДУМЯН,
 обозреватель «ТР»
 Фото Ольги ШВЕЙЦЕР 
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
 «Сервый извоз» надо пресекать
 Руководитель Ространснадзора Евгений Дитрих: 
– Пассажиры, которые пользуются услугами нелегалов, рискуют жизнью и здоровьем.
 Вопросы безопасности – это затраты предприятий. Но в итоге они окупаются. Выгодно и им, и пассажирам, так как поездка проходит без эксцессов. Минтрансом России разработан законопроект, который предлагает обязать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей эксплуатировать транспортные средства по единым правилам. В том числе осуществлять стоянку, техобслуживание и ремонт в местах, отвечающих установленным требованиям. При этом за невыполнение этих требований планируется ввести большие штрафы. Тогда нелегальные перевозчики будут вынуждены уйти с рынка. 
Но кроме тех, кто работает в тени, есть и организации, имеющие лицензию на регулярные перевозки, но они приезжают работать в другой регион, где демпингуют.
 Необходимо ужесточить контроль за такими перевозчиками и наказывать тех, кто не станет подчиняться требованиям. И мы будем это делать.
 Арест автотранспорта – еще одна действенная мера. Пока ее применяют для тех, кто работает вне закона, не уведомляет о поездке как заказной перевозчик. Такие частники берутся за любую перевозку, в том числе и детей. Пока есть правила перевозки, но нет наказания. Минтранс предлагает ввести штрафы для тех, кто их нарушает. А эксперты предлагают пойти дальше и лишать права заниматься перевозками тех, кто не соблюдает правила.
 
17.09.2015 
Транспрт России