Меры хороши, но недостаточны

Меры хороши, но недостаточны 
Безответственных и «аварийных» водителей, осуществляющих пассажирские перевозки, необходимо отстранять от права управления транспортными средствами и препятствовать их дальнейшему трудоустройству в другие автопарки. Об этом заявил первый заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин.
 …Лето 2015 года ознаменовалось чередой крупных резонансных аварий с автомобильными перевозчиками. После серьезной аварии в Хабаровском крае, унесшей жизни 15 человек, власти инициировали обсуждение новых способов наказания нарушителей ПДД. Правительство утвердило план мероприятий по снижению смертности на российских дорогах. Среди прочего планом предлагается приостанавливать деятельность пассажирских и грузовых перевозчиков за неоднократные грубые нарушения законодательства о БДД вплоть до дисквалификации должностных лиц, несущих ответственность за эксплуатацию автопарка перевозчиков.
 Предлагаемые властями меры «хороши и недостаточны одновременно», считает Николай Галушин. «Если сами перевозчики будут в первую очередь ориентироваться на свою прибыль, а не на качество услуги и ее безопасность, то все меры будут иметь весьма ограниченный эффект. Например, в случае приостановки деятельности компании–перевозчика за грубые нарушения законодательства ее собственник может просто получить лицензию на новое юридическое лицо. Более того, при определении стоимости страхования ответственности перевозчика – нового юрлица не будет учитываться его реальная убыточность по предыдущему договору страхования», – отмечает первый зампред СОГАЗа.
 По мнению Николая Галушина, для водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров, необходимо ввести независимую оценку качества управления транспортным средством. «Механизм независимой оценки может быть реализован, например, путем установки в автобусах технических средств, позволяющих отслеживать резкие ускорения, торможения, перестроения, скоростной режим и другие факторы, влияющие на аварийность. Полученные результаты позволят отстранять от управления транспортными средствами, осуществляющими пассажирские перевозки, безответственных и «аварийных» водителей. Кроме того, информацию о таких водителях можно будет распространять по другим перевозчикам, чтобы исключить возможность трудоустройства такого водителя в другой автопарк», – считает Николай Галушин.
 В 2013 году в России было введено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). По оценке экспертов СОГАЗа, введение ОСГОП не стало для перевозчиков дополнительным дисциплинирующим фактором. В то же время такая задача и не ставилась перед законом.
 «Прямой связи между наличием договора ОСГОП и дисциплинированностью водителя транспортного средства нет. Но не стоит забывать, что основная цель закона об ОСГОП заключалась не в том, чтобы повысить дисциплину водителей, а в том, чтобы защитить пассажиров транспортных средств, жизнь которых по разным причинам подвергается опасности в ходе перевозки. И уж во вторую очередь – снизить возможную финансовую нагрузку на пассажирского перевозчика, которому бы в случае отсутствия договора ОСГОП пришлось самому нести финансовые обязательства перед пострадавшими пассажирами или родственниками погибших пассажиров. Лишь в третью очередь и косвенно страхование должно и может влиять на повышение качества услуги по перевозке. Тарифный коридор по этому виду страхования не столь чувствителен, чтобы выступать финансовым инструментом воздействия на качественного или некачественного перевозчика», – отмечает первый зампред СОГАЗа.
 На третьем году реализации закона уровень проникновения ОСГОП достаточно высокий, но все–таки не полный. По оценкам компании, ответственность страхуют около 70–80% перевозчиков. Отдельные перевозчики по–прежнему пытаются оптимизировать расходы на ОСГОП. Сейчас это в меньшей степени происходит за счет уклонения от заключения договоров страхования, а в основном за счет занижения количества транспортных средств в автопарке или количества перевозимых пассажиров.
 А теперь обратимся к статистике. В январе – июле 2015 года в России произошли 5,2 тыс. аварий с участием наземного общественного транспорта (без учета перевозок железнодорожным транспортом), или почти каждое двадцатое ДТП, подсчитали эксперты СОГАЗа, проанализировав данные Госавтоинспекции МВД России. В результате этих ДТП погибли 62 и получили травмы 4,7 тыс. пассажиров общественного автомобильного и наземного электрического транспорта.
 С городскими рейсовыми автобусами произошли более 
3 тыс. аварий. В них погибли 9 и пострадали свыше 2,5 тыс. пассажиров. С городскими маршрутками случились 426 ДТП, в которых погибли 3 и пострадали почти 2,6 тыс. пассажиров. С троллейбусами и трамваями за 7 месяцев случились соответственно 506 и 279 ДТП. Жертвами этих аварий стали по одному пассажиру троллейбуса и трамвая, травмы получили 401 пассажир троллейбусов и 165 пассажиров трамваев.
 Автобусы, совершающие регулярные пригородные перевозки, попали в аварию 274 раза. Жертвами этих аварий стали 12 пассажиров, 343 пострадали. С регулярными междугородными перевозчиками произошли 323 аварии, в которых погибли 22 и пострадали 503 пассажира.
 В Москве и Московской области произошли 645 аварий с участием наземного общественного транспорта. В результате этих ДТП в Москве погиб один пассажир троллейбуса. Травмы в авариях получили 495 пассажиров.
 В Санкт–Петербурге и Ленинградской области произошли 374 аварии. В результате погибли 3 пассажира. Все случаи смерти пассажиров произошли на регулярных перевозках междугородного сообщения в Лен-
 области. 354 пассажира были травмированы, в том числе 285 – в Санкт–Петербурге и 69 – в области.
 В Новосибирской области случились 124 аварии. В ДТП погиб один пассажир на регулярных перевозках пригородного сообщения. 95 человек были травмированы.
 В Свердловской области произошли 124 ДТП. Один пассажир погиб, 112 пострадали.
 В Нижегородской области случились 279 аварий. В авариях на перевозках в пригородном сообщении погибли два пассажира, в междугородном – три. Еще 307 пассажиров получили травмы.
 В Татарстане были зафиксированы 94 ДТП с наземным общественным транспортом. В них пострадали 99 пассажиров.
 В Самарской области произошли 125 аварий. Один пассажир трамвая погиб. 128 пассажиров были травмированы.
 В Челябинской области произошли 58 ДТП с наземным общественным транспортом. Жертвами аварий стали три пассажира, 60 пассажиров получили травмы.
 В Омской области случились 193 аварии, в которых пострадали 175 пассажиров.
 В Ростовской области за 7 месяцев произошли 118 аварий с наземным общественным транспортом. Один пассажир погиб, 104 получили травмы.
 В Республике Башкортостан случились 85 аварий, пострадавших пассажиров – 68.
 В Красноярском крае произошло 241 ДТП с участием наземного общественного транспорта. В них погибли 10 пассажиров, 9 из которых ехали по междугородному маршруту. 256 пассажиров были травмированы.
 За 7 месяцев в Пермском крае зафиксированы 179 аварий с участием наземного общественного транспорта. В них пострадали 153 пассажира.
 В Волгоградской области произошли 23 ДТП. В них получили травмы 28 пассажиров.
 В Воронежской области за 7 месяцев зафиксированы 66 аварий с участием наземного общественного транспорта, в которых пострадали 50 пассажиров.
 
Екатерина ДВОЙНИКОВА,
 пресс–служба страховой группы «СОГАЗ»
 
Газета транспорт России